В Южном военном округе продолжают рассматривать дела о незаконном оставлении части в период мобилизации и боевых действий. Обвиняемые получают от небольших условных сроков до шести лет реального лишения свободы. Приговор смягчают в случае обещания вернуться на войну против Украины.
Шесть с половиной лет колонии получил контрактник из Сочи Александр Чечель – он дважды оставлял свою войсковую часть. Известно, что контракт Чечель заключил 1 мая 2022 года и сразу был направлен в Украину. Позже он вернулся в пункт постоянной дислокации части, но 14 июня сбежал. До 29 ноября он жил в Ульяновске, Анапе, Пензе и Сочи, а затем вернулся к службе.
Повторно Чечель сбежал 9 февраля и 17 июня был задержан в аэропорту Сочи. В это время он работал продавцом. В суде обвиняемый признал вину, но отказался от дачи показаний. Сочинский гарнизонный суд счел смягчающими обстоятельствами его участие в войне в Украине и "достижения в спорте", а также положительную характеристику со службы.
Мобилизованный Роман Тимошков получил ранение в Украине, лечился в госпитале, а после выписки 31 марта уехал домой. Он сам обратился в правоохранительные органы 26 июня. Тимошков пообещал вернуться на фронт, поэтому Буденовский гарнизонный суд переквалифицировал вмененную ему часть статьи на менее тяжкую – обвиняемому грозило от пяти до десяти лет лишения свободы, он получил два года условно.
Пять лет условного лишения Нальчикский гарнизонный суд назначил мобилизованному Исе Мальсагову, сбежавшему из части и через несколько месяцев самостоятельно явившемуся в военный следственный отдел после звонка из военкомата. Все это время Мальсагов провел у воспитавшей его тети. Суд учел его участие в так называемой контртеррористической операции на Северном Кавказе и войне в Украине, где он был ранен и получил медаль "За отвагу".
К пяти с половиной годам колонии-поселения Майкопский гарнизонный суд приговорил Олега Козлова, оставившего часть в Горячем Ключе Краснодарского края 28 марта и проживавшего до 6 июля в Армавире. В тот день беглеца за рулем "Лады Приоры" задержали сотрудники ГИБДД и доставили в военную комендатуру. Свой поступок Козлов объяснил беременностью супруги и ее инвалидностью, из-за которой он оказывал ей помощь по дому. Суд учел как смягчающее обстоятельство этот факт, а также участие Козлова в боевых действиях, где он получил травму, статус ветерана, а также наличие ведомственной медали.
Год условного лишения свободы Новороссийский гарнизонный суд назначил контрактнику Сергею Варкулевичу, который вместо перевода в другую войсковую часть с 4 по 7 августа этого года был дома, а затем сам явился в военный следственный отдел. Смягчающими обстоятельствами суд назвал участие Варкулевича в "военной миссии" в Югославии в 1999 году и участие в "контртеррористической операции" на Северном Кавказе и войне в Украине, а также награждение медалями Минобороны и МЧС.
- Ефрейтора Мадину Кабалоеву из Кабардино-Балкарии приговорили к шести годам колонии общего режима по статье о неявке в часть в период мобилизации без уважительных причин. Она временно оставила работу из-за беременности. Это первый и пока единственный подобный приговор в отношении женщины.
- Военнослужащий Каспийской флотилии Курман Кинжуваев оставил свою войсковую часть в начале февраля, спустя две недели его задержали в Астрахани, но в марта он сбежал снова и добровольно явился в военную комендатуру только в конце июня. Эти месяцы он лечился в больнице от повышенного давления, а также занимался семейными делами. В суде он признал вину.
- Командование части ходатайствовало о снисхождении к Кинжуваеву, сославшись на его желание продолжить службу, в том числе на оккупированной территории Украины. Астраханский гарнизонный военный суд назначил ему пять с половиной лет условного лишения свободы.
- Контрактник Виталий Яменский не вернулся 14 января в пункт временной дислокации на оккупированной территории Украины, явившись только 10 февраля, а затем отсутствовал по месту службы с 11 февраля по 6 марта. Эти недели он жил дома, сославшись на плохое самочувствие и беременность жены. Волгоградский гарнизонный суд назначил ему три года колонии-поселения.