Управление Следственного комитета по Нижегородской области начало проверку по заявлениям "Команды против пыток" о незаконности задержания Заремы Мусаевой – матери правозащитника Абубакара Янгулбаева и оппозиционера Ибрагима Янгулбаева – в Нижнем Новгороде в январе текущего года.
Ранее правозащитники направляли 21 ходатайство, 24 жалобы, 12 обращений, три запроса и три заявления о превышении должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, отмечается на сайте "Команды против пыток". Все они перенаправлялись из Нижнего Новгорода в прокуратуру Чечни, а Следственный комитет и прокуратура республики заявляли об отсутствии нарушений.
Однако в мае Следственный комитет по Чечне выделил из дела Мусаевой материалы проверки по статье о превышении должностных полномочий и вернул их в Нижегородскую область, где решение о начале проверки по заявлениям "Команды против пыток" было принято ранее в сентябре.
"Теперь мы ожидаем, что нижегородским следователям все же придется изучать видео, назначать проведение судебно-медицинских экспертиз, опрашивать очевидцев и полицейских", —отметил юрист "Команды против пыток" Сергей Шунин.
- 20 января сотрудники МВД Чечни ворвались в квартиру Заремы Мусаевой и ее мужа, судьи в отставке Сайди Янгулбаева, в Нижнем Новгороде и насильно вывезли Мусаеву на допрос в качестве свидетеля в Грозный. Во время задержания Мусаева была избита и потеряла сознание, а увозившие ее чеченские силовики не позволили ей ни одеться, ни взять инсулин, в котором она постоянно нуждается, так как страдает диабетом.
- Сначала ей назначили 15 суток административного ареста по обвинению в оскорблении полицейского, а затем возбудили против нее уголовное дело – якобы Мусаева набросилась на составлявшего протокол участкового и, по словам главы Чечни Рамзана Кадырова, "чуть не лишила его глаза". Позднее Мусаевой добавили обвинение в мошенничестве. Изначально ее вывозили в Чечню как раз по этому делу, но в качестве свидетеля. При этом Мусаева утверждает, что никогда не встречалась со своей предполагаемой соучастницей.
- Уголовное дело против Мусаевой рассматривает Ленинский райсуд в Грозном. Материалы дела были переданы в суд в июне, первое заседание прошло в июле, а в августе судья отказал защите в ходатайстве о переносе процесса в другой регион.
- Адвокат смог впервые попасть к Зареме Мусаевой лишь через две недели после ее похищения. Во время суда по мере пресечения Мусаева была без сознания. На заседании в июле у нее снова случился приступ в суде, она упала.
- Рамзан Кадыров угрожал семье Янгулбаевых расправой в публикации в телеграм-канале на следующий день после похищения Мусаевой. Вскоре он повторил угрозы в видеообращении. В начале февраля Адам Делимханов провел в инстаграме прямой эфир, в котором угрожал расправой Янгулбаевым, а также тем, кто переведет видеозапись этого эфира на русский язык. К угрозам присоединились высокопоставленные чеченские силовики. 2 февраля в центре Грозного прошел митинг против семьи Янгулбаевых. На митинге жгли, топтали и рвали портреты семьи Янгулбаевых, а также прямо угрожали им.
- Правозащитный проект "Поддержка политзеков. Мемориал" признал Зарему Мусаеву политзаключенной.