Два дня в дагестанской столице будут находиться около ста человек из 12 стран (Турция, Азербайджан, Казахстан, Белоруссия, Германия, Франция, Израиль, Эстония, Иордания, Украина, Сирия, Ирак) и 28 регионов России.
Это этнические дагестанцы, участвующие в конгрессе соотечественников, который организован министерством по национальной политике республики. Первый такой конгресс проходил в Махачкале в 1992 году и имел огромный успех. Он был организован ассоциацией "Ватан" ("Родина").
Как и тогда, в этот раз больше всего соотечественников приехало из Турции – 9 человек. Турецких дагестанцев могло быть больше, но 15 потенциальным участникам конгресса генконсульство России в Стамбуле отказало во въезде на историческую родину без объяснения причин, хотя с 1992 года они неоднократно побывали в Дагестане, и к ним не было никаких претензий. Среди отказников – имена социально-активных соотечественников, а также потомков известных религиозных шейхов Дагестана.
Нервозная ситуация складывается даже вокруг тех, кто уже получил визу и приезжает в Махачкалу из-за рубежа, отмечает общественник из Дагестана Магомед Цези. Он привел пример турецкого аварца, которому пришлось подождать полтора месяца в Махачкале, прежде чем получить разрешение от соответствующих органов поехать в Цунтинский район республики – на родину своих предков.
До войны в Сирии дагестанцы имели хорошие связи с сирийскими мухаджирами: кроме того, что там находятся потомки воинов кавказской войны, дагестанцы ездили в эту страну получать исламское образование. А свою очередь, сирийцы приезжали в Махачкалу в советское время за медицинским образованием.
Двое из таких сирийцев были представлены и на конгрессе соотечественников. Это стоматолог Абдуразак Хаака и офтальмолог Магомеднур Нидаль Ахмет. Они уже несколько лет живут в Дагестане.
Бизнесмен Шафи Акушали из Сирии также создал семью и обосновался в Махачкале уже больше десяти лет назад.
Их родственники остались в Сирии. Говорят, что тоже хотели бы перебраться в Дагестан, но им мешают правовые, финансовые и другие причины.
Некоторые турецкие дагестанцы тоже обосновались на своей исторической родине. К примеру, Мухтесин Айтемир сейчас известный мебельный магнат в Махачкале. Он переехал в Дагестан из Турции десять лет назад.
В беседе с "Кавказ.Реалии" некоторые этнические дагестанцы отмечали, что знают земляков, желающих вернуться на родину предков, но российский закон о репатриации малоэффективен в этом плане.
Например, в июне этого года на заседании Совета Федерации заместителем министра МВД России Александром Горовым было отмечено, что госпрограмма переселения соотечественников начала "хромать".
Судя по статистике, в основном она действует в отношении тех, кто живет в Европе и странах СНГ.
По информации министерства по национальной политике Дагестана, около 2 млн дагестанцев проживают в 40 странах мира. Больше всего их в соседнем Азербайджане – более 600 тысяч. Там живут люди таких дагестанских национальностей, как аварцы, лезгины, рутульцы и цахуры.
Первая волна миграции горцев началась сразу после окончания русско-кавказской войны в середине 19-го века. Горцы опасались того, что Россия запретит им исповедовать ислам, потому переехали в мусульманскую страну - в Турцию (там сейчас около 500 тысяч дагестанцев), а оттуда некоторые переправились дальше в Сирию (на сегодняшний день их там примерно 30 тысяч человек).
Есть также данные о том, что в немецком Мюнхене живут 4 тысячи дагестанцев, в Ираке и Иране – по 2 тысячи, в Туркменистане – 15, Узбекистане – 10, Казахстане – 30, Кыргызстане – 20, Украине – 18, Грузии –7,8, Белоруссии – 5,3 и т.д.
Конгресс соотечественников в Дагестане закончится мероприятиями в Дербенте, где перед ними выступят сотни артистов. Также ожидается, что с ними встретится глава республики Рамазан Абдулатипов.