В махачкалинском аэропорту стартовали вылеты с мусульманскими паломниками из Дагестана и соседних республик Северного Кавказа в Саудовскую Аравию. Впервые в этом году совершающих хадж перевозят на широкофюзеляжных бортах Airbus-330, Boeing-767 и Boeing-757-200.
Как и в прошлую компанию, часть паломников летит в аэропорт Акаба (Иордания), оттуда на автобусах они добираются в Саудовскую Аравию, а другая часть - летит прямым рейсом в Медину. До 25 августа запланировано 40 вылетов из республики. Возвращение начнется с 4 сентября.
Дагестанский Роспотребнадзор напоминает паломникам о том, что хадж-кампания в этом году “проходит на фоне продолжающегося неблагополучия эпидемической ситуации в мире по новой коронавирусной инфекции”. Поэтому не исключен “риск возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения”. Тем более, что наибольшее количество заболевших им приходится именно на Королевство Саудовской Аравии.
Однако, не все паломники готовы сделать прививку от вируса.
“Это делается по желанию. Сказали, что тем, кто не привился, дадут таблетку по приезду”, - рассказал нам паломник Али.
Почти половину российских паломников в этом году составляют дагестанцы – более 10 тысяч человек (общее количество из России - 23,5 тыс.).
По словам руководителя “Марва-Тур” Булата Курбанова, это связано с тем, что хадж стал дешевле, появились эконом-варианты путевок. Также курс доллара немного ниже, чем за аналогичный период 2015-2016 годов. Такая тенденция наблюдается во всем мире, говорят в “Марва-Тур”. К примеру, если в прошлом году в Саудовской Аравии было 1 млн 700 тысяч паломников, то в этом году ожидается приезд 3 млн человек.
Соотношение между количеством мужчин и женщин, выезжающих на хадж из Дагестана, всегда примерно одинаковое. Возраст основной массы паломников - средний.
Одним из отличий нынешней хадж-компании от других является введение визового сбора для тех, кто повторно въезжает в Саудовскую Аравию. Это 2000 реалов – 535 долларов. Интересно, что речь идет не о количестве совершенных хаджей, а о том, что если паломник в прошлом году уже был в Саудовской Аравии и теперь собирается туда опять, то он должен платить налог.
Кстати, в Дагестане достаточно много людей, совершивших хадж несколько раз (даже 10-15 раз!). По этому поводу в республике есть шутка, что в советское время бывали “дважды или трижды герои СССР”, а теперь - "дважды хаджи, трижды хаджи" и так далее. Здесь имеется ввиду, что по возвращении из хаджа слово “хаджи” обязательно прибавляется к имени паломника - это человек, совершивший хадж.
Встречаются и те, кто не прочь погреть руки даже на хадже. Например, 21 июля этого года Советский суд Махачкалы вынес решение по одному из руководителей фирмы “Аль-Хиджры”, который присвоил 100 млн рублей 100 дагестанцев, отданных на подготовку документов для поездки в хадж.
Но “три года лишения свободы условно без штрафов и без ограничения свободы” Патхулмуъмин Абдулхакимов считает издевательством суда над паломниками. Тем более что, “мошенников – четверо, а судили только одного”. Поэтому Абдулхакимов собирается в Москву, чтобы, по его словам, рассказать “о чудесных решениях дагестанских судей”
В советское время дагестанцы, как и другие их соотечественники, не имели возможности выезжать в Саудовскую Аравию. Такое право они получили только после распада СССР.
Вначале, многие из них добирались до святой земли наземным путем (полеты были не всем по карману). Но транспорт, перевозивший паломников, оставлял желать лучшего. Потому очень часто случались аварии и поломки.
После начала боевых действий в Сирийской Республике Россия запретила паломникам выезд в Саудию наземным транспортом. Хотя исключения в отдельных случаях все же есть. Например, 30 мая этого года на велосипедах в хадж отправились трое дагестанцев - Пахрудин Якубов, Анвар Айдемиров и Ислам Муртазалиев. Сейчас они уже в Мекке.