Иракские шиитские военные формирования, известные как "Народное ополчение", ежедневно сообщают о своих успехах. Среди демонстраций их недавних "достижений", опубликованных на специальном канале в фейсбуке, - видео с очередным трофеем, захваченным в боях против экстремистской группировки ИГИЛ.
Смеясь и ликуя, толпа вооруженных мужчин волочет разноцветный ковер по пустыне. По мере приближения процессии в объектив видеокамеры попадает подросток. Он хмурится и пытается заслонить лицо рукой.
"Чеченец-ИГИЛовец, птенец, увлекся джихадом невест, а попал в руки Народного ополчения. Мы его немного выпрямим, а затем он отправится в ад…" – пояснила военизированная структура в комментарии к видео.
"А что бы сделали вы?"
В беседе с "Кавказ.Реалии" иракец, представившийся "бойцом Народного ополчения", предпочел не распространяться о судьбе юного экстремиста, а вместо этого задал встречный вопрос: "Если бы чужаки пришли в вашу страну и захотели разорить ее, что бы вы сделали? И я в данном случае имею в виду не только ИГИЛовцев. Я говорю о людях, которые хотят опустошить страну и попрать права детей и женщин. Что бы вы сделали?"
В ответ на просьбу пояснить, почему он сразу же разворачивает разговор в таком ключе, "боец" сказал: "Мне бы хотелось попросить вас рассказать миру о том, что Народное ополчение защищает свою страну, а не убивает притесненных".
Клан "аш-Шишани"
Зачастую многочисленных чужеземных врагов, говорящих на не понятном арабам языке, местные жители автоматически относят к чеченцам. При этом он может быть и русским, и выходцем, к примеру, из Средней Азии. Некоторые арабы затрудняются растолковать подобную категоризацию: у них это происходит "интуитивно".
Так, в январе иракская федеральная полиция, участвующая в боях против ИГИЛ в Мосуле, заявила о захвате штаба управления операциями "чеченских моджахедов". Захватили только здание. "Кавказ.Реалии" тогда поинтересовался у сотрудников структуры, почему они посчитали ускользнувших "моджахедов" выходцами из Чечни, но те так и не смогли дать вразумительного ответа.
Your browser doesn’t support HTML5
Собеседник из иракского Народного ополчения пояснил "Кавказ.Реалии", что часто за "чеченцев" пойманные ИГИЛовцы выдают себя сами. По его словам, указанием на этот этнос являются и характерные прозвища-фамилии, например, Абу Умар аш-Шишани, Ибрагим аш-Шишани (по-арабски "аш-Шишан" означает "Чечня", соответственно, "аш-Шишани" – "чеченский"), и таких "однофамильцев" очень много. При этом говорят они на классическом арабском языке и не владеют арабскими диалектами.
Что касается национального состава остальных иностранцев-членов ИГИЛ, то, как отмечает шиитский боец, среди них много уроженцев Туниса, Марокко, Средней Азии.
"Чечня" вместо "России"
На стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке воюют около шести тысяч боевиков из стран постсоветского пространства, из них три тысячи — из Чечни, по данным Марокканского центра стратегических исследований (CMSE) за ноябрь 2016 года. А согласно заявлениям российского руководства, озвученнным в октябре, среди иностранных членов группировки около 2,5 тысяч граждан РФ. Получается, что подавляющее большинство их — чеченцы.
Как заявлял на прошлой неделе В.Путин, всего за "боевиков" (без указания названий группировок) в настоящий момент в одной только Сирии воюет до четырех тысяч россиян.
Эти республики в составе РФ помещают в один ряд с самостоятельными государствами вроде "иностранные боевики из Чечни, Туниса, Марокко", а не "из России".
Отметим, что в арабских СМИ чаще всего о боевиках, приезжающих из России, говорится не как о "россиянах", а как о прибывших из Чечни. Реже к этому добавляют Дагестан и Татарстан. Таким образом эти республики в составе РФ помещают в один ряд с самостоятельными государствами вроде "иностранные боевики из Чечни, Туниса, Марокко", а не "из России". То есть чеченцами в таких контекстах зачастую именуют всех, кто из России.
Между тем частая постановка знака равенства между мусульманами-неарабами, прибывшими из-за границы с целью повоевать в Ираке или Сирии, и членами ИГИЛ ставит под угрозу восприятие представителей чеченской национальности на Ближнем Востоке.
С момента начала гражданской войны в Сирии приезжающие туда "чеченцы" вызывали одобрительную реакцию в оппозиционной прессе. Их называли "революционерами", дистанцируя от Путина и Асада: "Пока Путин сражается вместе с Асадом, чеченские революционеры тренируют новое поколение боевиков в Сирии", - гласил один из заголовков начала 2014 года.
Однако по мере возрастания угрозы ИГИЛ и включения в эту группировку чеченских бойцов их все чаще стали ассоциировать с теми, кто "хочет опустошить страну", как показывает случай с "чеченским" подростком, пойманным иракскими ополченцами. А использование Кремлем чеченских бойцов в рядах российской военной полиции в Сирии резко меняет образ "повстанцев", превращая их в карателей.