21 октября в Северной Осетии было по-настоящему жарко. Горели сразу три объекта: свалка в Пригородном районе, предприятие по утилизации автомобильных шин "Экопромлайн" и завод "Электроцинк". Последний тушили 12 часов.
"Мы стоим и дышим"
В управлении Росприроднадзора заявляют: их устройства никаких превышений в воздухе не выявили. Если верить ведомству, то воздух в норме.
Не заметили угрозы и Центре лабораторного анализа и технических измерений – там зафиксировали лишь несущественные превышения по углекислому газу.
И это, несмотря на то, что общая площадь пожара составила 4,5 тыс. кв. метров. Все вспыхнувшие объекты находятся сравнительно рядом. Достаточно оптимистично настроены и в руководстве субъекта. По мнению главы республики Вячеслава Битарова, необходимости вводить режим ЧС нет.
Your browser doesn’t support HTML5
"А для чего вводить ЧС? Мы стоим и дышим. На окраинах все живут и дышат спокойно. Да, есть в атмосферном воздухе превышения по углекислому газу… Когда идет пожар и дым, он содержится. Но он не отравит наших людей", – заверил он.
Премьер-министр Таймураз Тускаев и вовсе сообщил, что готов перенести свое рабочее место в здание "Электроцинка", чтобы доказать его безвредность. Поспешил успокоить население и гендиректор злополучного производства Игорь Ходыко, по мнению которого "продукты горения не оказывают сильного вреда".
Экологическая катастрофа
Рядовые владикавказцы были менее оптимистичны. Заведующий кафедрой экологии и техносферной безопасности Северо-Кавказского горно-металлургического института Иван Алборов заявил, что не верит данным Росприроднадзора.
Доктор филологических наук Тамерлан Камболов пообещал инициировать сбор подписей на имя президента Владимира Путина с требованием закрыть "Электроцинк". Поэт Давид Газзати посвятил произошедшему стихотворение, а певец Вадим Чельдиев призвал людей "погулять" 22 октября по центру города в знак протеста.
Местный депутат Дзамболат Тедеев пообещал "Кавказ.Реалии" поставить вопрос о закрытии производства на парламентских слушаниях. "Я лично оплатил исследование экологического состояния Владикавказа, – подчеркнул он. – Работа проведена сертифицированной лабораторией, и уже сейчас могу сказать, что Владикавказ терпит экологическую катастрофу".
Ближе к вечеру высказался и глава Владикавказа Махарбек Хадарцев, который обратился к руководству "Электроцинка" с требованием "закрыть завод и перенести его на Урал".
Паника
Около полудня владикавказцы поддались панике. Увидев, как город накрывает густая дымка, люди стали спешно покидать его. На выезде из столицы Осетии образовалась пробка. В придорожных шашлычных наблюдался аншлаг, а базы отдыха были забиты до отказа.
Министр здравоохранения РСО-А Михаил Ратманов полагает, что причин для беспокойства нет. Мнения медиков, опрошенных корреспондентом "Кавказ.Реалии", разделились. Одни советовали пить сорбенты и покинуть Владикавказ на длительный срок. Другие же настаивали: препараты не могут повлиять на попавшие в кровь тяжелые металлы. И все, что владикавказцы могли выдохнуть, уже попало в их организмы ночью.
Локализовать пожар на многострадальном "Электроцинке" удалось только после прибытия пожарного поезда из Кабардино-Балкарии. При тушении пострадали двое сотрудников МЧС, один погиб.
На 38-летнего командира отделения пожарно-спасательной части №1 Александра Ермакова упала горящая стена. Его семье, в которой подрастают двое мальчишек и ожидается девочка, власти и "Электроцинк" пообещали помочь.
"Электроцинк" приостановит работу на 2 месяца. Это минимальный срок, который необходим для ремонтных работ.