Волонтер движения "Альтернатива" помогла в освобождении гражданина Беларуси, которого удерживали в трудовом рабстве на кирпичном заводе близ Каспийска. В МВД Дагестана утверждают, что он находился там добровольно.
Накануне региональные телеграм-каналы опубликовали видео освобождения Дмитрия Бориса, снятое волонтером Эльвирой Магомедовой, и ее рассказ о случившемся. По ее словам, о попавшем в трудовое рабство Борисе она узнала от московских активистов "Альтернативы", созвонилась с ним и подъехала к заводу, где он подбежал и сел в ее машину.
Представители предприятия препятствовали их выезду, а затем преследовали ее автомобиль на трассе на высокой скорости – эта информация подтверждается кадрами опубликованного видеоролика. После вмешательства сотрудников полиции преследователи заявили им, что Магомедова якобы похитила человека. Активистку и ее подопечного доставили в отдел полиции, откуда затем отпустили, она отвезла его в безопасное место.
Также в видео включен рассказ самого Бориса. По его словам, в Москве ему предложили работу на складе, но уже на месте оказалось, что это кирпичный завод. У него забрали паспорт и сказали, что его "купили за 35 тысяч" рублей и он должен отработать минимум три месяца.
В пятницу информационный центр Следственного комитета России сообщил, что глава ведомства Александр Бастрыкин поставил на контроль проверку информации о принудительном удержании на кирпичном заводе.
Позднее МВД Дагестана заявило, что провело проверку. Утверждается, что мужчина устроился на работу "согласно трудовому законодательству", а спустя несколько дней "передумал и решил уехать".
Пресс-секретарь МВД Гаяна Гариева в своем телеграм-канале опубликовала аудиокомментарий Магомедовой, в котором та по существу повторила информацию из распространенного накануне видео, в том числе о препятствовании выезду и преследовании по дороге в Махачкалу. "Я не знаю всех тонкостей, мне поступила заявка, мне сказали, что человеку нужна помощь, я поехала и помогла", – резюмирует Магомедова. Тем не менее Гариева описывает происшествие как "развод" и утверждает, что Магомедову "просто использовали в своих целях".
Также Гариева опубликовала видео с комментарием представителя кирпичного завода, согласно которому Борис якобы "приехал больной", "пролежал неделю" и "не выходил на работу вообще", при этом "никто у него ничего не отбирал", а паспорт у него взяли для оформления договора. Участвующие в ролике сотрудники предприятия утверждают, что насильное удержание работников там не практикуется. Вопрос о преследовании машины Магомедовой автор съемки не задавал.
В движении "Альтернатива" подтвердили историю, изложенную Магомедовой. Также активисты опубликовали еще одно видео с Борисом, снятое уже в Москве, куда его смогли отправить волонтеры из Дагестана – он в подробностях рассказывает, как попал в трудовое рабство и подтверждает, что его удерживали там принудительно.
- 57-летний Сергей Бусыгин несколько лет провел в трудовом рабстве на одном из кирпичных заводов под Кизляром в Дагестане, где его избивали и угрожали связями в правоохранительных органах.
- 44-летний уроженец Алтайского края Виктор Рыжков освобожден волонтерами "Альтернативы" из трудового рабства в Дагестане – он работал на кирпичном заводе в Каспийске. Там у него забрали документы, угрожали физической расправой и связями с силовиками. Рыжков сумел связаться с родственниками, которые обратились к правозащитникам.
- Всего в России в рабстве находятся почти два миллиона человек – это данные международной правозащитной группы Walk Free, которая борется с проблемой. Сайт Кавказ.Реалии разбирался, как ситуация на Северном Кавказе и юге России изменилась за полтора года полномасштабной войны против Украины.