Официальных имамов взяли "на карандаш"

В джума-мечети в Махачкале

В Дагестане имамы Духовного управления пожаловались на давление со стороны полиции

В Махачкале идет давление на имамов мечетей, которые являются последователями тариката (т.н. традиционного ислама) и официально призваны работать в мечеть Духовным управлением республики. По словам экспертов, это не частные случаи и стоит полагать, что есть «команда сверху».

10 ноября в YouTube появилось видео, на котором имамы нескольких махачкалинских мечетей рассказывают о давлении со стороны сотрудников правоохранительных органов. Например, имам мечети на проспекте Акушинского Ахмед Салихов говорит, что участковый района, а также начальник участковых Советского района Махачкалы неоднократно угрожали тем, что у него арестуют машину, дав ориентировку, а также посадят самого имама.

«Я поехал туда и они меня завели к начальнику. Там было двое-трое [полицейских] и они так нагло разговаривали со мной, как с хулиганом. Сколько человек на утренний намаз ходит в мечеть, интересовались, а также тем, когда я начал изучать Коран», - заявил Салихов.

Ибрагим Абдулаев, старший комнаты для молитв в поселке Учхоз, говорит о том, что он якобы должен предоставить данные ближайших родственников: «Он [полицейский] показал мне папку, где были фотографии человека со всех сторон, отпечатки пальцев, данные жены, детей, братьев, сестер – вот такую папу на тебя надо заводить говорит. Я сказал, что пусть предоставит в официальной форме запрос, что с меня это требуют».

Человек, требовавший от Абдуллаева личные данные и данные родственников, объяснил ему это тем, что с них это требует сам министр и в случае неповиновения, самого Ибрагима заведут к нему [к министру] в кабинет.

Имаму квартальной мечети по улице Лаптиева Саиду Магомедову сотрудники органов позвонили среди ночи и сказали, что он попал в список подозреваемых. «У нас указание срочно найти вас и встретиться, заявили они. Я ответил, что я работник муфтията, однако они ответили мне, что в курсе всего и у них есть на меня досье. После 15 лет призывов только к хорошему, почему я попадаю в список подозреваемых людей?» - вопрошает имам.

На следующий день видео с выступлениями имамов было удалено, но некоторые интернет-пользователи успели его у себя сохранить.

В Духовном управлении не стали комментировать данное видео. Главный редактор исламского интернет-портала islamdag.ru (принадлежит муфтияту) Абдулхамид Гаджиев заявил «Кавказ.Реалии», что «это всего лишь недоразумение и его можно разрешить путем переговоров, сев за один стол».

Но дагестанские журналисты и правозащитники не считают случившееся с махачкалинскими имамами частным случаем. Журналист независимой газеты «Черновик» Магомед Магомедов отметил, что на подобные действия сотрудники правоохранительных органов не решились бы без указки сверху.

Когда влиятельность духовенства переходит в желание политически реализоваться, тогда государство начинает бить по рукам своего вчерашнего союзника.

«Это закономерное развитие событий. Не зря в Конституции России черным по белому прописано, что государство и церковь должны быть отдалены друг от друга. В противном случае, когда власть и церковь (в данном случае – муфтият) работают против салафитов, нетрадиционных мусульман, то влиятельность духовенства начинает стремительно расти. А затем, когда влиятельность духовенства переходит в желание политически реализоваться, тогда государство начинает бить по рукам своего вчерашнего союзника. Достаточно вспомнить историю с дагестанским отделением партии «Народ против коррупции», которую руководству республики с трудом удалось уговорить сойти с выборной дистанции, а также ситуацию с Абусупьяном Хархаровым, которого поддержали влиятельные тарикатские шейхи, при одномоментном конфликте политика с муфтиятом», - заявил Магомедов «Кавказ.Реалии».

Собеседник сомневается, что вопрос будет закрыт простыми переговорами: «Уже давно известно, что на профилактический учет, как потенциальных террористов и экстремистов, ставят не только представителей салафизма, но и суфиев, носителей тариката. И тот факт, что полиция в Махачкале решила поставить на учет сразу такое большое количество тарикатских имамов, говорит только об одном: команда дана сверху. Уверен, что влиятельности и связей в муфтияте Дагестана хватит на то, чтобы выяснить, где это «сверху»: в МВД Дагестана или же в главном управлении МВД по СКФО».

Магомедов также отметил, что муфтият и сочувствующие им должны действовать в рамках правового поля, с привлечением адвокатов, прокуратуры, судебной системы.

В правозащитном центре «Мемориал» «Кавказ.Реалии» заявили, что они со своей стороны готовы принять заявления у имамов и представителей духовенства подвергшихся давлению, а также оказать юридическое сопровождение и консультацию.