Фильм иранского режиссера о пророке Мухаммаде пользуется в кинотеатрах дагестанской столицы большим успехом. Но в соцсетях дагестанцы весьма не толерантны, называя этот фильм шиитским. Хотя, как отмечают ученые, культурные отношения Ирана с Дагестаном уходят в глубь веков.
«Билетов нет. Они проданы даже на два дня вперед. В других кинотеатрах такое же положение. Приходят люди разных возрастов, особенно очень много родителей с детьми», - заявили «Кавказ.Реалии» в администрации кинотеатра «Миркато» в Махачкале.
В республике этот фильм стали принимать неоднозначно, также как и за ее пределами. К примеру, муфтий Чечни Салах Межиев высказался против. Его поддержал и ингушский алим Хамзат Чумаков. Суть претензий в том, что в фильме много искажений и «не указываются источники, на которые опирались создатели данного фильма и не указываются имена ученых, с которыми был согласован сюжет данного фильма».
Пока в Дагестане нет публичного заявления на этот счет, но в соцсетях изобилуют записи такого характера: «Фильм снят шиитом из Ирана. А шииты оклеветали мать правоверных и любимую жену Пророка Аишу, а также его сподвижников».
Именно из этих соображений фильм о пророке настораживает переводчика Корана на аварский язык Абдурахима Саситлинского.
«Этот фильм, преподнесенный шиитами, выглядит, как конфета в красивой обертке. А кто знает, какая там начинка – горькая, сладкая? И вообще, я как человек религиозный, должен сказать, что по нормам шариата запрещается лицедействовать. Конечно, сейчас жизнь меняется. Невозможно запретить съемки фильмов, невозможно оградить людей от них. Просто каждый должен подумать: нужно ему это или нет», - заявил Саситлинский «Кавказ.Реалии».
Your browser doesn’t support HTML5
19 ноября на своей страничке в инстаграм известный дагестанский профессиональный боец смешанного стиля Хабиб Нурмагомедов заявил: «На днях меня пригласили на фильм «Мухаммад»… Клянусь Всевышним, я вообще не слышал ранее, что этот фильм запрещен к показу исламскими учеными мира. Если бы я это знал, Всевышний свидетель, я туда не пошел бы и не дал бы одобрительные комментарии по фильму».
«Подобными идеологическими продуктами Иран давно уже пытается установить свое влияние в соседних странах», заявляют противники фильма.
По словам ведущего ираниста республики, кандидата филологических наук Патимат Алибековой, отношения Ирана с Дагестаном уходят вглубь веков. Кроме войны с Надыр-шахом, который был разгромлен дагестанцами в 1741 году, существовали еще и историко-культурные отношения Ирана с Дагестаном. Что позитивно сказалось на духовной и материальной культуре дагестанцев, обогатило языки, художественную прозу, поэзию, науку.
«Мне очень понравилось высказывание одного из героев в этом фильме: «Не бросайте камни в небо, они все упадут на ваши головы». Поэтому не надо делить людей на шиитов, суннитов и других. Надо сейчас работать на объединение, а не на то, что нас разъединяет. Неприятие иной культуры, отрицание людей по этно-конфессиональному признаку противоречит исламу. Фильм, конечно, прекрасно снятый. С экрана так и льется эта святость, этот свет. А сколько познавательного в нем! Ведь мало кто из молодежи знает историю ислама», - отметила Алибекова.
Данный фильм - часть трилогии. В первой части показано время от рождения Мухаммада до его 12-летия.
«В фильме я не увидел каких-либо отклонений, искажений. И герой, который играет Мухаммада, показан со спины, как того требует религия. Не знаю, что будет показано во второй и третьей частях. Единственное, возможно, что детям пророка будет уделено внимание: кому-то больше, кому-то меньше. Но и это не факт. Надо дождаться завершения трилогии», - сказал в беседе с «Кавказ.Реалии» Магомед Махатилов, заместитель гендиректора РГВК «Дагестан».
Фильм иранского режиссера о пророке Мухаммаде нельзя рассматривать с канонической точки зрения, поскольку это коммерческий проект, считает Магомедрасул Омаров, руководитель аналитического центра «Фикр» при духовном управлении мусульман Дагестана.
«Обращаться к ученым, выносящим фетву, с целью получить разрешение на создание фильма тоже не нужно, я думаю. Режиссер просто-напросто потратил деньги и снял фильм. Он вышел в прокат. Каждый волен смотреть его или нет. Есть фильмы о Македонском, есть о гладиаторах – это такой же художественный фильм с замыслом режиссера», - отметил Омаров в беседе с «Кавказ. Реалии».
Видеть в фильме какой-то шиитский заговор – глупо, добавил он. Поскольку в первой части, которую только показали зрителям, речь идет всего лишь о доисламском периоде.