Чечня лидирует по количеству неформально занятого населения. По данным Росстата, в этой области задействованы 64% от общего числа работающих.
Сфера обслуживания вне закона
Речь идет именно о неформальной занятости, а не о "серой" зоне – когда зарплату получают в конвертах. Неформально занятыми могут считаться люди, трудящиеся по найму у индивидуального предпринимателя, фермеры и их родственники, помогающие вести бизнес.
Так что цифра, обнародованная властями, искажает реальную картину в лучшую сторону. На деле ситуация хуже, ведь есть еще полностью "серый" сегмент.
За более точными данными о количестве официально работающих лучше обратиться в ФНС – у них есть цифры по уплаченным налогам. Так, в 2013 году уплаченными налогами могли похвастаться всего 16% жителей Чечни. "Кавказ.Реалии", к сожалению, не удалось ознакомиться со свежей статистикой – показатели приводятся только в деньгах.
Но даже ограниченная статистика свидетельствует о росте теневого сектора занятости – все меньше людей хотят (или имеют возможность) платить налоги.
Читайте также Как в Чечне занижали безработицуГраждане порой уклоняются от уплаты налогов и уходят в "серую" зону, потому что у них нет выбора. В современной Чечне молодежь может применить свои навыки разве что в сфере обслуживания. И большая часть сотрудников официально не оформлена.
Администратор одного из грозненских кафе объясняет это текучкой: "Зачем трудоустраивать человека, который через несколько месяцев уволится?"
Модные уличные кофейни в столице Чечни нанимают на работу продавцов, но платят им просто процент от имеющихся в кассе денег. "Я работал в кофейне полгода, но трудовую книжку мне не делали, хотя медкнижку при трудоустройстве попросили. Когда мне понадобилось подавать документы на визу, я обратился к работодателю, и он сделал мне бумагу о зарплате за полгода – там была прописана необходимая сумма, а работодателем указано какое-то рекламное агентство", – рассказал "Кавказ.Реалии" грозненец Ильяс.
Предоставлены сами себе, но Кадыров не теряет оптимизма
Пожилой житель одного из чеченских сел Магомед (имя изменено по просьбе собеседника. – Е.С.) в советское время работал в госструктурах и всегда платил налоги.
Сейчас он занимается бизнесом – торгует медом. Регистрировать предприятие и платить налоги не собирается. "И так уже много отдал государству, а оно мне взамен ничего, – объясняет он. – Мы предоставлены сами себе, выживаем, как можем. Я не обязан никому платить".
При этом в официальной стратегии социально-экономического развития ЧР до 2025 года одним из ключевых факторов, который должен положительно повлиять на экономику, указан "высокий человеческий потенциал" (подразумевается рождаемость). Согласно расчетам чиновников, республика "не будет испытывать дефицита кадров", а "трудоизбыточность региона может стать важным конкурентным преимуществом".
Однако в документе не уточняется, как потенциальных работников направить в "белую" сферу – как сделать так, чтобы они платили налоги.
Как бы то ни было, стратегия экономического развития весьма оптимистична. "Чеченская Республика 2025 – ГАРМОНИЯ ВО ВСЕМ, достигнутая за счет баланса в развитии человека, экономики и инфраструктуры под воздействием комплексных механизмов управления", – говорится в документе.
Главным преимуществом в нем указано "наличие сильного лидера, пользующегося поддержкой населения и федерального центра". Однако совершенно неясно, как этот лидер добьется снижения теневого сегмента рынка занятости, учитывая, что население в целом не доверяет государству. Все же Рамзан Ахматович, как известно, не Старик Хоттабыч.