С начала войны российское правительство последовательно вводит репрессивные законы в отношении ЛГБТ-людей. Правозащитники фиксируют случаи пыток гомосексуалов и трансперсон, а также конверсионные практики. Одной из наиболее уязвимых групп остаются квир-люди на Северном Кавказе – регионе, откуда регулярно поступают сообщения о преследованиях из-за сексуальной ориентации. О том, с чем в минувшем году столкнулись помогающие ЛГБТ-сообществу организации и как ситуация может развиваться в будущем, редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
Репрессивные законы
Летом 2023 года Госдума приняла законопроект о запрете трансгендерного перехода. Людям, страдающим от несоответствия своего гендера биологическому полу, запрещены хирургическое вмешательство и гормональная терапия. Гендерный маркер теперь нельзя поменять в документах, трансперсонам запретили усыновлять детей и оформлять над ними опеку. Также государство аннулирует браки, если хотя бы один из супругов уже совершил трансгендерный переход.
Эксперты назвали этот закон трансфобным и предупредили, что он приведет к росту числа суицидов среди представителей уязвимой социальной группы. До его принятия правозащитники помогали желающим изменить в документах гендерный маркер. Участник волонтерского объединения Queer Svit, которое работает с ЛГБТ-людьми, затронутыми войной, рассказал, что они смогли помочь около 400 трансперсонам.
"Мы вместе с двумя дружественными организациями помогали людям приехать в Москву, пройти медицинскую комиссию. Наша организация начала работу после войны, мы стараемся реагировать на ситуацию", – говорит представитель Queer Svit по имени Руслан.
Еще одним шагом к ущемлению прав квиров стало сентябрьское вступление в силу приказа Роскомнадзора, который утверждает критерии "пропаганды ЛГБТ, смены пола и педофилии". А в конце ноября Верховный суд России запретил деятельность несуществующей организации "международное общественное движение ЛГБТ".
Они не готовы обращаться в суды, потому что чувствуют, что государство лишь усиливает ненависть
Число обращений возросло в прошлом году, это происходило из-за усиления гомофобной и трансфобной риторики со стороны государства, говорит адвокат Максим Оленичев: "С июля выросло число запросов от трансгендерных людей, которые интересовались, каким образом можно ввозить гормоны из-за рубежа и как быстро уехать из России. К концу 2023 года число судебных кейсов уменьшилось, поскольку усилилась стигматизация ЛГБТ-людей: они не готовы обращаться в суды, потому что чувствуют, что государство лишь усиливает ненависть по отношению к ним".
Нарушение прав, преследование и пытки
Одним из самых громких кейсов о преследовании геев в Чечне в прошедшем году стало дело Идриса Арсамикова. 28-летнего уроженца республики задержали в московском аэропорту Домодедово. До этого он подвергался пыткам из-за ориентации, после чего смог покинуть Россию и в 2019 году получил международную защиту в Нидерландах. После короткого вынужденного визита в Чечню – Идрис приехал на похороны отца – он попытался вернуться в Европу, но кадыровцы забрали у него документы и насильно вернули домой.
Читайте также "Поддакивай, притворяйся". Возвращенные в Чечню жертвы насилия на камеру опровергают свои проблемыДело Арсамикова, вероятно, привело к тому, что кризисную группу "СК SOS", которая помогает геям на Северном Кавказе, объявили иностранным агентом.
Отметим, что людям, которых преследуют и пытают, вовсе не обязательно быть представителями квир-сообщества. Так, чеченец Салман Мукаев подвергся в Грозном пыткам по ложным обвинениям в гомосексуальности, после чего был вынужден сотрудничать с силовиками.
Жительницу Краснодара оштрафовали на 200 тысяч рублей за тату с изображением собаки в радужном шарфе с подписью "собака-гей". Мировой суд усмотрел в публикации девушки в инстаграме "пропаганду ЛГБТ".
Депутат Госдумы Султан Хамзаев написал донос из-за фотографий с инсценировкой "свадьбы" двух девушек, которые были сделаны в Сулакском каньоне в Дагестане. Полиция также начала проверку на предмет "пропаганды ЛГБТ". В Сочи двух женщин продержали всю ночь в отделении полиции и выписали обеим протокол по той же статье. Поводом стал поцелуй, при этом задержанные заявили полиции, что не являются однополой парой.
В "пропаганде" также заподозрили краснодарского бьюти-блогера Максима Беломыцева, который демонстрирует яркий макияж в своих соцсетях. Кроме того, молодого человека оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье о "дискредитации" российской армии и отчислили со второго курса университета за якобы "аморальное поведение".
Принудительное "лечение"
Одним из наиболее заметных кейсов "лечения" гомосексуальности в 2023 году на Северном Кавказе стал случай Элины Ухмановой из дагестанского Хасавюрта. 20-летняя девушка трижды пыталась сбежать из дома. После одной из неудачных попыток побега родители насильно отправили ее в махачкалинскую псевдомедицинскую организацию "Альянс Рекавери". Там ее "лечили" от атеизма и бисексуальности. При поддержке правозащитницы Светланы Анохиной и кризисной группы "СК SOS" Ухмановой удалось уехать из Дагестана, и теперь она в безопасности.
Читайте также "Сложно жить не своей жизнью". История сбежавшей из семьи 20-летней девушки из ДагестанаКроме того, в 2023-м получило развитие дело Аминат Лорсановой, которую в 2020 году пытались "лечить" от бисексуальности, поместив в психиатрический стационар для "изгнания джиннов". Там уроженка Чечни подвергалась истязаниям и пыткам. В сентябре Верховный суд республики признал незаконным отказ в жалобе Лорсановой на бездействие следователя. Уже несколько лет она не может добиться возбуждения уголовного дела по фактам истязаний и насильного удержания.
Число запросов на поддержку растет очень сильно, а средств больше не становится
Конверсионные практики – то есть попытка скорректировать ориентацию и гендер, принадлежность к которому человек ощущает – появляются и в Ростовской области. Редакции удалось пообщаться с транс-персонами, которые столкнулись с давлением в ростовской клинике "Феникс", куда они обратились за прохождением медкомиссии и подтверждением гендерной дисфории (неудовлетворенности биологическим полом и назначенной гендерной ролью. – Прим. ред.). Там вместо помощи людям ставили психиатрические диагнозы, которые позднее не подтверждались, и назначали лекарства, которые лишь ухудшали их состояние.
Читайте также "Ты будешь недочеловеком": как ростовская клиника начала "лечить" трансгендерностьЧего ждать в 2024 году?
Минувший год для работы был "даже не турбулентным", говорит собеседник из организации Queer Svit: "Число запросов на поддержку растет сильно, а средств больше не становится. Самое сложное в том, что мы волонтерская организация, у нас всех есть основные работы, благодаря которым мы зарабатываем на жизнь".
Адвокат Максим Оленичев смотрит в будущее пессимистично. Он опасается, что НКО, помогающие гомосексуалам, могут обвинить в участии в деятельности "экстремистской организации". Однако юрист добавляет, что они все равно продолжат оказывать людям помощь, но ее формат сейчас обсуждается.
Пресс-секретарь "СК SOS" Александра Мирошникова отмечает, что в этом году их признали "иноагентами", поэтому им стало сложнее доносить новости до СМИ. После того как "движение ЛГБТ" объявили экстремистским, организации пришлось закрыть опцию пожертвований с российских карт.
"Мы решили нивелировать риски для людей, которые нас поддерживают. Теперь мы стараемся переключаться на пожертвования с нероссийских карт или крипто-кошельков", – поясняет Мирошникова.
Нивелировать риски для людей, которые нас поддерживают
Представительница некоммерческой организации "Сфера" рассказала, что решение Верховного суда о признании некоего "международного ЛГБТ движения" экстремистским усложнило работу и "добавило много тревоги."
"Однако трудности обычно объединяют, так произошло и у нас: появилось больше помогающих и желающих волонтерить, наши медиа растут, как и запросы на помощь. Поэтому мы заканчиваем год не только с тревогой, но и с абсолютной убежденностью, что делаем все правильно", – заключает собеседница.
- О преследовании геев в Чечне в разные годы заявляли Amnesty International, Комитет ООН по правам человека, представители 29 стран из разных частей света и российские правозащитники.
- По данным правозащитников, после начала войны с Украиной и принятия дискриминирующих поправок 83% опрошенных представителей ЛГБТ+ заметили усиление гомофобных и/или трансфобных настроений в российском обществе. Также ЛГБТ-персоны стали реже обращаться в полицию в случае дискриминации и насилия: они опасаются, что столкнутся с повторной дискриминацией.