В дагестанском парламенте заговорили о необходимости ужесточения контроля за переименованием улиц. Спикер Народного собрания Хизри Шихсаидов обратился к чиновникам, которые в этом вопросе идут на поводу у влиятельных людей.
"Кавказ.Реалии" уже писал, что после отставки Рамазана Абдулатипова местная элита демонстрирует небывалую активность – мэр Махачкалы Муса Мусаев раньше установленного срока дал горожанам отопление, а Шихсаидов и глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов соревнуются в неожиданных заявлениях.
"Прошу родственников этих уважаемых людей, в честь которых переименованы улицы, понять, что ранее они также были названы в честь достойных и авторитетных людей", - сказал руководитель дагестанского парламента.
По его словам, сейчас настал тот момент, когда следует "восстановить историческую справедливость" и вернуть улицам старые названия. Почему этот момент настал именно сейчас, политик не уточнил.
Известны случаи, когда жители Махачкалы выражали свое недовольство в связи с переименованием той или иной улицы. Так, в апреле соцсети буквально взорвались от негодования, когда улицу им. Котрова в Махачкале было решено назвать в честь погибшего в 2004 году президента Чечни Ахмата Кадырова.
Привычку никто не отменял
Даже поверхностное изучение названий махачкалинских улиц показывает, что практически все они переименованы. Так, раньше основные проспекты города были названы в честь коммунистических лидеров – Карла Маркса и Владимира Ленина. Сейчас это проезды исламского богослова Алигаджи Акушинского и поэта Расула Гамзатова. Сегодняшний проспект имама Шамиля ранее носил имя "всесоюзного старосты" - Михаила Калинина.
В Советском Союзе, как известно, частили с "революционными" бульварами. В Махачкале такие улицы потом переименовались трижды. Например, проспект Комсомольский к концу 90-х был переименован в улицу Ильмутдина Насрутдинова (его фамилия многим ни о чем не говорила). В 2000-х проспект стал носить имя Петра I.
Впрочем, сколько бы власти ни носились с переименованием, в народе остается востребованным старое название, к которому все привыкли. Например, сегодня люди говорят, что "едут по Калинина" или "сидят в кафе на 26-й" (на улице 26 Бакинских комиссаров).
Отметим, до советского времени эти улицы назывались в честь царских генералов, которые обошлись с Кавказом не слишком благородно. Так, улица революционера Уллубия Буйнакского в дореволюционный период называлась улицей князя Барятинского, который пленил имама Шамиля в августе 1859 года.
По словам историка Тимура Айтберова, в Буйнакске в свое время была улица князя Аргутинского, а в Махачкале - генерала Ермолова. Последний запомнился дагестанцам жестокостью – в начале 19 века установил зверский режим в нагорных и низменных районах республики.
"Получается, в дореволюционное время улицы были названы в честь людей, которых местное население ненавидело", - отмечает эксперт.
В СССР, как уже отмечалось, все улицы стали называть в честь деятелей коммунизма. И здесь опять же не учитывалось мнение самих жителей.
"Если вдуматься, то кто такие эти 26 бакинских комиссаров? Или венгерские бойцы? – рассуждает собеседник "Кавказ.Реалии". - Какое они имеют отношение к Дагестану? Это же полный бред".
Айтберов согласен с Шихсаидовым – за переименованием улиц должен быть установлен жесткий контроль. Другой вопрос – кто будет следить за этой процедурой. Историк за создание общественного совета, в который войдут "компетентные и знающие люди".
Законы есть, но их никто не соблюдает
Лидер дагестанского "Яблока" Альберт Эседов подчеркивает: в действующем законодательстве уже все прописано (произвольно переименовывать улицы нельзя), однако его мало кто соблюдает.
"Уставы муниципальных образований не разрешают переименовывать улицы. Но муниципалитеты упорно нарушали закон, - говорит он. - Теперь проснулись, когда каких только улиц нет. Видимо, сообразили, что в русском языке слова "переименование" и "наименование" имеют разное значение".
Эседов, кстати, с чиновниками судился, доказывая им, что переименовывать одну из улиц Дербента в честь Гейдара Алиева нельзя.
"Служащие муниципального образования попытались меня убедить, что переименовать это и есть наименовать. Мол, муниципалитеты имеют право наименовывать улицы", - вспоминает яблочник.
В 2009 году общественники выступали против переименования улицы Казбекова в Махачкале в улицу Адильгерея Магомедтагирова (министра внутренних дел республики, погибшего 2009 году). Активисты даже пошли в суд, но им объявили, что иск поступил после истечения установленного срока. На этом основании суд в его удовлетворении отказал.