"Угрожали вырвать ноги и убить". Травля психолога за семинар о правах женщин в Дагестане

Хава Шайдуллина

В конце июня в Дагестане разразился скандал: известные блогеры, к которым присоединились и местные жители, стали травить в соцсетях психолога из Казани Хаву Шайдуллину. Она планировала приехать в республику с семинаром о правах женщин в исламе – это мероприятие назвали "шабашем по развращению женского населения", а один из блогеров даже объявил денежное вознаграждение за информацию о местонахождении психолога, если она все же решится приехать в Дагестан. В разговоре с редакцией Кавказ.Реалии Хава Шайдулина рассказала, почему права женщин в исламе являются болезненной темой для Северного Кавказа и как она решилась открыто об этом говорить.

Хава Шайдуллина – блогер, мать пятерых детей, семейный психолог с шариатским образованием. Она пишет и выступает с лекциями о материнстве, воспитании и правах женщин в исламе. Семинар, с которым Хава Шайдулина планировала приехать в Махачкалу, согласно описанию, посвящен "религиозным манипуляциям и неверному трактованию постулатов религии".

Угрозы дагестанских блогеров

По словам Шайдуллиной, существенную часть ее аудитории составляют жители Дагестана, Чечни и других регионов Северного Кавказа. Провести семинар в Махачкале ее приглашали на протяжении двух лет.

"Я получаю много вопросов от женщин Северного Кавказа. Знаю, что там достаточно много проблем, есть запрос на оказание помощи, на разъяснение прав женщин в исламе. При этом именно в Дагестане и Чечне женщины все чаще стали получать психологическое образование для того, чтобы помогать себе, близким и окружающим людям", – говорит Шайдуллина.

Она допускала, что ее приезд в Дагестан может кому-то не понравиться, но той травли, которая произошла, не ожидала.

"Один из дагестанских блогеров открыто угрожал, что приведет на мой семинар сотню мужчин, которые не хотят, чтобы их женщины отстаивали какие-то там права. Якобы мне покажут мое место, вырвут ноги. Почему-то они решили, что ислам одобряет такие действия, и бороться с психологами, которые говорят про права женщин, – их священная миссия. На самом деле они боятся, что женщины станут самостоятельными", – считает психолог.

Бывшие осужденные писали, что готовы отсидеть еще раз за мое убийство

В травле, например, принял участие блогер Хасбулла Магомедов (Хасбик), имеющий 8,6 млн подписчиков в инстаграме. Он призвал мужчин не пускать женщин на это мероприятие. Другой блогер-миллионник Дибир Борода (1,3 млн подписчиков) объявил вознаграждение за информацию о местоположении Шайдуллиной, если она приедет в Дагестан, – конкретную сумму он, впрочем, не назвал. Борода хотел приехать на семинар и "на месте по факту говорить". Главная претензия, которую озвучили остальные комментаторы в соцсетях, заключается в том, что своими семинарами психолог якобы "развращает" женщин и дает им понять, что они могут "самостоятельно принимать решения и не быть рабами своих мужей".

Когда угрозы достигли опасного уровня, ей пришлось советоваться "с влиятельными людьми" в республике, чтобы понять, стоит приезжать или нет.

"Те, к кому я обратилась, пообщались с особенно рьяными местными блогерами, участвовавшими в моей травле, после чего сказали, что я могу спокойно приехать. Но я все-таки пока воздержусь. Ведь мне писали даже уголовники, которые отсидели по 10 лет за убийство – они говорили, что готовы отсидеть еще раз и за мое убийство. Якобы это их священная миссия – очистить землю от такой нечисти, как я. Мало ли, какие там сумасшедшие люди есть. У меня пятеро детей, я их единственный кормилец, поэтому не имею права рисковать", – решила Шайдуллина.

Саму лекцию она не отменила, а перенесла в онлайн-формат. При этом Шайдуллина получила и выгоду от этой травли: после огласки на семинар записались больше участниц, чем она предполагала.

"Это не первая травля, которой я подверглась, и, возможно, не последняя. Надо отметить, что реакция дагестанских блогеров только подстегнула интерес к моим лекциям. Я стала получать еще больше писем и запросов от женщин. Некоторые писали, что зашли из любопытства, посмотреть что там за "исламская феминистка", которая "развращает" женщин, а нашли много полезной информации и остались. Именно поэтому я понимаю, насколько важно рассказывать исламским женщинам об их правах именно через призму религии", – еще раз подчеркивает Шайдуллина.

Брак, образование, дети и развод

Хава Шайдуллина родилась в Казани, в религиозной семье: отец был имамом, мать преподавала исламские дисциплины в школе. Поэтому религиозное образование она получила до того, как стала психологом. В подростковом возрасте от получения профильного образования в этой сфере ее отговорили родственники – они были уверены, что это сложная профессия, требующая серьезного труда. Поэтому девушка окончила Казанское высшее медресе, обучалась в Центре хафизов Корана на лингвиста, выучила арабский язык. В 18 лет Хава вышла замуж.

После рождения второго ребенка в семье Шайдуллиной начались проблемы: она раздражалась на старшего сына и не понимала, как справляться с новой жизнью. Тогда она обратила внимание на короткий курс по психологии, который в итоге привел ее в университет – Хава стала дипломированным семейным психотерапевтом.

Женщина же не может получить развод просто так

После десяти лет брака, будучи беременной пятым ребенком, Шайдуллина решила расстаться с мужем. По ее словам, в семье не было физического или психологического насилия, но будущего со своим супругом она больше не видела. Процесс развода занял девять месяцев.

"Существует хадис (предание о пророке Мухаммаде. – Прим.), согласно которому развод – это худшее событие. Тем не менее это разрешено, развестись можно. Мужчинам намного проще, им достаточно трижды произнести слово "талак" (развод (араб.) – Прим.). Женщина же не может получить развод просто так, по своей инициативе, она должна обратиться к религиозному судье, который принимает итоговое решение", – поясняет Шайдуллина.

Ее родственники к новости о разводе отнеслись крайне отрицательно – они не могли понять причину такого порыва и оказывали на Хаву давление. Кроме того, на сторону супруга стал и судья, процесс затянулся, но все же решился.

После развода дети остались с матерью, что, по словам Шайдуллиной, никак не противоречит нормам ислама. С точки зрения религии, дети до семи лет нуждаются в материнской заботе, забрать детей насильно отец не имеет права. Когда ребенку исполняется семь-девять лет, он имеет право самостоятельно выбрать, с кем из родителей ему бы хотелось жить.

При этом на Северном Кавказе это крайне редкая практика: обычно детей оставляют с отцом и его родственниками, а если суд решил обратное, бывший супруг может попытаться их выкрасть.

Читайте также "Это не мама, это проститутка!" Как матерей в Ингушетии лишают родительских прав

Законы ислама часто подменяют традициями, отмечает психолог. За традицией отдавать детей отцу, по ее мнению, стоит идея, что разведенной женщине будет проще повторно выйти замуж, если у нее на руках нет детей. Однако в исламе предусмотрено соблюдение прав ребенка и матери: женщина имеет право оставить детей бывшему мужу, чтобы устроить свою личную жизнь, но забирать детей насильно, разлучать их с матерью – запрещено.

"Важно понимать, что традиция, которая есть у некоторых народов, и то, что прописано в исламе, – это разные вещи. Из-за смешения религии с традициями возникают религиозные манипуляции, которые используют как способ устрашения и подчинения. Основная проблема в том, что они не говорят: я так воспитан и это наши традиции, а утверждают, что так предписывает ислам. Я же объясняю, что это не так", – говорит Шайдуллина.

Из сообщений, которые она получает от жительниц Кавказа, следует, что многие из них боятся решиться на развод именно из-за страха потерять детей. Как правило, разлучение с детьми используется как наказание, метод шантажа и манипуляций.

Опасная самостоятельность

Проводя семинары и лекции, помогающие женщинам понимать свои права, Хава Шайдуллина вовсе не считает себя борцом или правозащитником.

Волну дикой реакции я получила из-за статьи о том, что в исламе бить детей и женщин недопустимо

"Права женщин в исламе – это лишь одна из тем, которых я могу коснуться. Когда я вижу, что верой пытаются прикрыть какое-то нарушение границ, я как верующий человек с религиозным образованием объясняю, что в исламе вообще-то совсем не так. И именно такие посты вызывают всплеск хейта, в основном со стороны мужчин. Волну какой-то немыслимо дикой реакции я получила из-за статьи о том, что в исламе бить детей и женщин недопустимо. Казалось бы, прописная истина, но почему-то именно со стороны дагестанцев обрушился просто шквал ненависти", – рассказала специалист.

Такую агрессивную реакцию на темы насилия в семье через призму ислама психолог объясняет страхом мужчин потерять свой статус.

"Совершая насилие, мужчины, как правило, получают осуждение со стороны светского общества. Понимая, что в его глазах они неправы, пытаются найти лазейку, какие-то надуманные религиозные постулаты, чтобы быть хорошими в своих собственных глазах. Вырвав из контекста какое-то изречение пророка, приводя отрывки из Корана, они пытаются выставить насилие оправданным. Таким людям особенно важно иметь некий статус, чтобы их не отвергли, чтобы они в мечеть могли приходить и быть там рукопожатными", – убеждена Шайдуллина.

Кроме того, зачастую мужчинам не нравится, что их супруги становятся более образованными и подкованными в своих правах.

"Например, после поста о том, что у невестки нет обязательств перед свекровью, я получила сотню сообщений от женщин. Они поняли, что вправе требовать от мужей жить отдельно от родителей, не воспринимая попытки надавить на религиозность и чувство вины, не обращая внимания на требования послушания по умолчанию. Разумеется, тем, кто манипулирует религиозными положениями, не нравится, что их жертвы вырываются из-под контроля. Мужчинам кажется, что нападение на ту, которая открывает другим женщинам глаза, поможет им восстановить свою власть, а главное – они вновь смогут оправдывать себя с точки зрения религии", – говорит психолог.

  • Консервативные жители Северного Кавказа клеймят правозащитницу Светлану Анохину как "феминистку и исламофобку" и возмущаются тем, что она "учит жить народ Дагестана", упрекают ее в том, что она "лезет куда не просят". Анохина помогает жертвам домашнего насилия на Северном Кавказе.
  • Российская актриса Наталья Рудова, известная по сериалам "Татьянин день" и "Универ. Новая общага", посетившая весной 2021 года Дагестан, столкнулась с угрозами в соцсетях после замечания в инстаграме по поводу грязных туалетов. История с угрозами Рудовой закончилась тем, что актриса пообещала больше никогда не приезжать в Дагестан.
  • В мае 2023 года 19-летняя блогерка и фитнес-модель из Москвы Арина Вольфсон подверглась резкой критике от жителей Дагестана и блогеров, посчитавших нескромной ее фотосессию на фоне гор. Позже Вольфсон удалила опубликованные фотографии – она заявила об угрозах, поступающих в ее адрес.
  • В апреле 2021 года администрация Унцукульского района Дагестана обратилась к двум жительницам республики, которые сфотографировались топлес, хотя и в ракурсе со спины, на фоне Сулакского каньона. Власти потребовали удалить снимок, сославшись на уголовную статью об оскорблении чувств верующих.