У вас вся спина широкая

Валиев подчеркивает: золотыми медалями он не торгует

Как конфликт в дагестанском лицее превратился в борьбу элит

В Дагестане родители учащихся "Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей" требуют отставки директора учебного заведения Дибира Валиева. В ход пошли влиятельные родственники противоборствующих сторон.

Обозвал тарахтелками

Конфликт тлеет уже год. В сентябре 2016 года выходец из правоохранительных органов Валиев был назначен и.о. директора РМЛИ, в августе 2017-го утвержден в должности.

Родителям такое кадровое решение министерства образования пришлось не по вкусу – ставленник, по их мнению, человек, далекий от образования и культуры ("орет на подчиненных и детей, срывает уроки, учит педагогов писать доносы и выживает неугодных").

В письме, адресованном врио главы Владимиру Васильеву, они отмечают, что "Валиев прикрывается своими высокопоставленными родственниками и друзьями".

"Он угрожал учителю Шутуновой А.Г., что если она куда-то попытается обратиться с документами, с жалобами против него, то все эти документы будут иметь обратный эффект. Поскольку 'у меня спина в три раза шире, чем у вас – мой двоюродный брат работает заместителем прокурора РД'", - утверждают авторы послания.

По их словам, в беседах Валиев всегда обращает внимание на свои хорошие отношения с экс-главой республики Рамазаном Абдулатиповым.

"Давал понять, что он человек Абдулатипова, поэтому ему все можно", - добавляют мамы учащихся, оскорбленные тем, что директор обозвал их "тарахтелками".

Если говорить о сути претензий, то школьную оппозицию не устраивают попытки руководства ввести платное образование - с сентября 2016-го стоимость проживания в интернате выросла на 400%, поборы (родители вынуждены оплачивать труд техничек, ремонт туалетов). Есть вопросы и к условиям в кампусе - однообразная еда, слабое отопление, теснота в комнатах, одна душевая на всех и пр.

"В беседах с детьми директор отзывается о родителях крайне оскорбительно. Называет нас хамлом, сплетниками и стукачами, - возмущается Нария Габитова. - Советует ребятам не быть похожими на своих родителей. Дает оценку учащимся и их родителям, которые не сдали деньги на ремонт этих пресловутых туалетов и гардеробов!".

Женщина рассчитывает, что "с приходом новой власти восторжествует справедливость".

В среду, 18 октября, родители встретятся с и.о. зампредседателя правительства Дагестана Екатериной Толстиковой.

Они уже написали в Рособрнадзор, министру образования Ольге Васильевой и в правоохранительные органы.

"Тяжело объяснить чиновнику, что его ребенок не тянет"

Валиев в свою очередь предлагает судить по делам: лицей на днях вошел в топ-25 учебных заведений математического профиля России, а также попал в число 500 школ "Фоксфорда" (в этом сезоне в олимпиаде участвовали около 56 тысяч гимназий из 29 стран).

А цену за проживание в интернате устанавливает не он, а министерство образования республики (и составляет она сейчас 1000 рублей в месяц).

Директор обращает внимание на то, что от сферы образования он не так далек – в 1985 году с отличием закончил Дагестанский пединститут, учительствовал, после армии устроился методистом в городской дом пионеров, через некоторое время возглавил его.

"Потом действительно перешел в правоохранительные органы. Но параллельно преподавал в Институте народного хозяйства и в педагогическом вузе", - рассказывает собеседник "Кавказ.Реалии".

Отдельно останавливается на местных "играх престолов". Валиев напоминает о хищениях, на которых было поймано прежнее руководство лицея (сейчас в розыске).

"А у Шутуновой сестра у нас работала бухгалтером. При инвентаризации была выявлена недостача. Попросили ее вернуть деньги, но она просто уволилась", - объясняет он.

У опальной учительницы тоже не такая узкая спина, как кажется, подчеркивает руководитель РМЛИ. Например, брат мужа сестры Шутуновой трудится замруководителя управления по борьбе экономическими преступлениями МВД по республике.

"А у самой Альбины Гереевны супруг замначальника Государственной инспекции труда в Дагестане, - добавляет чиновник. – И вот они между собой обсуждают, как управу на меня найти. Лучше бы интеллектом, порядочностью, трудолюбием мерились, а не связями. Работаю с коллективом уже год, и за это время никто не знал, что у меня брат зампрокурора".

Трудовая инспекция, говорит Валиев, за это время проверяла учебное заведение четырежды. Свои визиты власти объясняют как раз жалобами Шутуновой.

Собеседник "Кавказ.Реалии" признается, что устал отбиваться от влиятельных родителей своих учеников.

"Ко мне иногда наведывается какой-нибудь член правительства и требует повысить его ребенку оценку. Это нормально, по-вашему? – недоумевает он. - Или приходит депутат и требует дать сыну золотую медаль. А я медалями не торгую. Дети, которые не соответствуют образовательному уровню, учиться здесь не будут".

Валиев вспоминает, как недавно показал одному родителю ведомость - у его чада в четверти 6 "двоек" из 12 предметов.

"И он здесь учится два года, - вздыхает директор. - Я спрашиваю, в чем одаренность этого ребенка. Одаренность этого мальчика в том, что у него отец высокопоставленный чиновник! И вы не представляете, как тяжело объяснить высокопоставленному папе, что его сын не тянет".