Аппетит пришлось умерить

Туристические проекты не получили финансирования из Москвы

Туризм в Северной Осетии притормозили

В Северной Осетии после заморозки проекта всесезонного туристическо-рекреационного комплекса «Мамисон» отложены в долгий ящик и два других – «Дигория» и «Тагаурия», которые так и не смогли получить федеральное финансирование в рамках целевых программ.

Несмотря на то, что еще буквально пару лет назад в Осетии на развитие туризма возлагали большие надежды, сейчас все грандиозные проекты сворачиваются. После новостей об отложенных на неопределенный срок «Дигории» и «Тагаурии» последовала и следующая: претенциозное государственное учреждение «Казбек-Тур», созданное меньше, чем два года назад, закрыли из-за необходимости оптимизации расходов бюджета.

«Изначально "Казбек-Тур" возник не просто так, - считает председатель комитета Северной Осетии по туризму Вильям Гагиев. - Тогда нужен был туроператор, который будет превращать турпотенциал республики в турпродукт. Но сейчас соображения оптимизации бюджетных расходов перевесили вклад, который вносит "Казбек-Тур"».

Проекты, возможно, будут частично реализованы за счет инвесторов.

Проект «Мамисон», бывший на протяжении нескольких лет поводом для гордости республиканских властей, был закрыт меньше месяца назад на инвестиционном форуме в Сочи, когда республика лишилась статуса особой экономической зоны. Теперь горнолыжный курорт, из которого когда-то собирались делать конкурента для Куршевеля и Шамони, в лучшем случае через несколько лет будет просто достроен на среднем уровне. Федерального финансирования для него теперь точно не получить, но республиканские власти обещают потуже затянуть пояса и к 2021 году все-таки завершить строительство уже по-другому, переделав проект в другой, менее масштабный. Правда, пока про какие-либо сроки речь пока не идет.

При этом на «Мамисон» уже успели потратить 2 млрд рублей. Эти средства были потрачены на строительство инженерной инфраструктуры курорта. Однако возникла «небольшая» проблема: особыми экономическими зонами управляет Минэкономразвития РФ. Оно делегировало свои полномочия управляющей компании «Курорты Северного Кавказа», a она за три года так толком и не начала строительства.

«Так получилось, что управляющая компания отложила реализацию проекта «Мамисон» до 2021 года, - отмечает Гагиев. - По моему личному мнению можно было оптимизировать территорию особой экономической зоны, отсечь от нее лишние территории. Но этого не случилось».

Официальная причина, по которой заморожены проекты «Дигория» и «Тагаурия» состоит в том, что в федеральных целевых программах пока нет лимитов на выделение по ним средств. При этом проекты были успешно защищены и, возможно, будут частично реализованы за счет инвесторов. Масштаб у них, конечно, намного меньший, чем у их старшего товарища «Мамисона», однако все равно немыслимый в масштабах республики, чьи горные курорты не развивались со времен развала Советского Союза.

Чиновники предложили поддержать частных инвесторов, готовых развивать в Осетии туристический бизнес.

Так, «Дигория» должна была быть круглогодичной. Ее посетители могли бы заниматься горными лыжами и сноубордом, альпинизмом, горным туризмом, рафтингом высших категорий сложности, дельта- и парапланеризмом. На создание кластера Осетия просила 750 млн рублей, остальные полтора миллиарда стоимости проекта должны были добавить частные инвесторы. Точно такая же ситуация сложилась и с «Тагаурией», для которой уже также были найдены средства из внебюджетных источников.

«Эти проекты должны были быть реализованы при наличии федерального финансирования, - говорит Вильям Гагиев. – Но лимитов сейчас на все проекты не хватает. Это не означает, что проекты плохие, это означает, что на их финансирование просто не хватает денег».

Вишенкой на торте стала ликвидация «Национального туроператора «Казбек-Тур», признанного нерентабельным всего лишь за два неполных года существования. Среди причин, названных на заседании правительства Северной Осетии, на котором было озвучено решение о ликвидации предприятия, прозвучало то, что государственное унитарное предприятие обязано как минимум самоокупаться. Вместо же «Казбек-Тура» чиновники предложили поддержать частных инвесторов, готовых развивать в Осетии туристический бизнес.

Таким образом, судьба всех грандиозных проектов, способствующих привлечению туризма в кавказскую республику и призванных улучшать ее имидж, оказалась решена на ближайшие годы. Первоначальные планы осуществлены быть не могут. Что будет предложено вместо них – пока неизвестно.