Тупик вертикали власти

Чиновнику не на кого жаловаться, ведь он является непосредственным строителем существующей вертикали власти

Бесчисленные обращения к Васильеву свидетельствуют о крахе управленческой системы

Врио главы Дагестана Владимир Васильев стал объектом своеобразного паломничества, когда со всеми проблемами жители стекаются к нему. Это свидетельствует о кризисе судебной и законодательной власти.

"Синдром Абдулатипова"

Всю прошлую неделю к республиканскому правительству выходили страждущие. Например, в понедельник, 13 ноября, на прием к Васильеву пытались пробиться погорельцы из Мокока, которые год не могут получить обещанных компенсаций.

А уже в среду, 15 ноября, несколько десятков жителей селения Цухта потребовали от врио главы разрешить их "водный конфликт" – они длительное время враждуют с обитателями соседнего Чуни из-за родника.

И это на фоне того, что Центр политических технологий (ЦПТ) назвал депутатов Госдумы от Дагестана малоэффективными. Эксперты невысоко оценили качество их работы с избирателями.

С одной стороны, очевидно, что московский назначенец просто физически не в состоянии разобраться с каждым спорным водоемом, с другой – выстроенная вертикаль власти предполагает образ некоего справедливого и всесильного правителя. Такой имидж активно эксплуатирует, в частности, президент Владимир Путин, который и замерзающие деревни спасает, и олигарха Дерипаску на место ставит, и новогодние платья маленьким девочкам дарит.

Пожар в Мококе случился в августе 2016-го, а компенсаций нет по сей день

Васильев, прилетевший в Дагестан 48 дней назад, политических балов-маскарадов, то есть громких арестов, публичных выволочек подчиненным пока не устраивает. Пообещал лишь, что федеральных денег будет больше.

Своей осторожностью чиновник успел часть дагестанцев разочаровать, утверждает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

"Люди ожидали показательных посадок и смены управленческой элиты. Ничего из этого до сих пор не сделано", - объясняет он.

Эксперт не исключает, что неместный политик осматривается, поэтому не спешит ломать копья, но отмечает, что "люди настолько устали от бедности и произвола, что у них кончилось терпение".

"Либо он действительно осматривается и анализирует, либо дано указание – до марта (президентских выборов. – "Кавказ.Реалии") ничего не ворошить", - рассуждает Ярлыкапов.

Нескончаемый поток бьющих челом собеседник "Кавказ.Реалии" называет "синдромом Абдулатипова", поскольку в 2013 году происходило то же самое – перемены связывались с фигурой Рамазана Гаджимурадовича. Когда же все увидели, что он выстроил собственный клан и "вознес коррупцию на новую высоту", обращаться к нему перестали.

"Сейчас есть представление, что Васильев послан, чтобы поменять ситуацию, что он будет бороться с коррупцией, поэтому к нему и идут", - полагает он.

Если же говорить в целом, то такое поведение продиктовано дефицитом доверия к госорганам, поэтому "люди и набросились на того, кого ему прислали".

"Нам проблема родника кажется мелкой, но системные проблемы как раз из таких историй состоят. Они ведь никак не решаются, поскольку не выстроена система управления, - продолжает Ярлыкапов. – Управленческому аппарату плевать на народ, он работает на себя, на собственное обогащение".

Доверять больше некому

Дагестанский юрист Марат Исмаилов, добившийся вынесения мэру Махачкалы представления из-за незаконного перекрытия улиц, Васильеву не пишет, поскольку "мои обращения не касаются его компетенции".

Он судить, почему жители идут именно к врио главы республики, не берется, но обращает внимание на то, что в Цухте проблему водоснабжения длительное время не решал муниципалитет.

"Видимо, посчитали, что в таком случае следует обратиться к новому главе, раз муниципальные власти бездействуют. Доверять, значит, больше некому, - считает он. - А в Мококе люди долго ждали компенсаций, республиканским властям, в частности, Абдулатипову это было прекрасно известно".

Однако бывшему вице-спикеру Госдумы Васильеву в сложившейся ситуации жаловаться не на кого, ведь модель управления, замыкающуюся на президенте и губернаторах, построил, в том числе он, резюмирует собеседник "Кавказ.Реалии".