"Тьма сгущается перед рассветом". Северокавказские политики и активисты об ожиданиях от 2022 года

Иллюстративное фото

Конец 2021 года запомнился усилением репрессий. Это было заметно прежде всего на федеральном уровне: были приняты судебные решения о ликвидации правозащитного центра "Мемориал" и "Международного Мемориала" (признаны в РФ иноагентами, но не согласны с этим), расширился список "иностранных агентов", прошли новые задержания и аресты. Не лучше ситуация обстояла и на Юге России. Ключевыми здесь стали приговор по "ингушскому делу", похищения в Чечне родственников эмигрировавших из страны оппозиционных блогеров, приговоры Свидетелям Иеговы.

Кавказ.Реалии попросил политиков и активистов регионов Юга России и Северного Кавказа подвести итоги ушедшего года, рассказать об ожиданиях от наступившего 2022-го и объяснить, как в этой ситуации не опускать руки, сохраняя достоинство и общественную активность.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Санал Молотков, активист, экс-кандидат в депутаты Госдумы в Калмыкии:

Несмотря на то что в 2021-м протест в России был буквально закатан в бетон, именно в ушедшем году мы стали свидетелями зарождения новой волны протеста. Люди ищут новые формы его выражения, объединяются на низовом уровне. Они действуют уже не так, как привыкла власть. В 2021 году мы увидели, как представители разных политических взглядов объединяются вокруг понятных и близких всем демократических ценностей, приходят к консенсусу, идут на компромиссы – это ростки настоящего гражданского общества.

Часто говорят, что у протеста в стране нет единого лидера. В чем-то это может быть и хорошо, здесь можно применить китайское выражение "Пусть на этой поляне расцветет сто разных цветов". Со временем протест выдвинет лидеров. Самое главное, что протест не погас, не сошел на нет. Это говорит о его жизнеспособности. В 2022-м это продолжится.

Еще одна тенденция 2021 года – люди все меньше верят телевизору, все меньше воспринимают пропаганду. Большинство моих знакомых, даже не оппозиционно настроенных, не ассоциирующих себя с протестом, принципиально не смотрят телевизор, потому что устали от агрессии, злобы, ненависти, которые продвигает российская пропаганда. Она уже не работает.

Борьба за наши права приобретает новые методы и формы, а значит, жизнеспособна

По законам природы выживают только те, кто борются и не сдаются. Если отказаться от борьбы, обречем себя, детей и внуков на вымирание. У каждого бывают упаднические настроения, мы обычные люди. Но мы видим, как борьба за наши права не прекращается, она приобретает новые методы и формы, а значит, жизнеспособна.

Александр Коровайный, экс-депутат Ейского Совета депутатов (Краснодарский край):

Ключевым событием 2021 года считаю уничтожение практически всей оппозиции. Кого-то выдавили из страны, кого-то посадили, кого-то лишили права участвовать в выборах. Тех, кто легально может составлять на них конкуренцию в сложившемся правовом поле, осталось очень мало. И даже им тяжело хотя бы по той причине, что возможности для финансирования избирательной кампании резко сокращены. Люди, которые могли бы быть наблюдателями, запуганы. В этом году меньше 10% от тех, кто добровольно подал заявку и говорил, что хочет стать наблюдателем, реально пришли на избирательные участки.

В 2022 году давление на несогласных будет расширяться, все больше людей попадут под различные санкции и репрессивный каток. Хотелось бы верить в другое, но перспектив для этого не вижу. Кроме того, на 2022 год намечено полное уничтожение органов местного самоуправления, ликвидация поселенческих, сельских и городских органов власти, поэтому возможностей влиять на какие-то процессы вокруг себя у людей станет еще меньше.

При такой низкой поддержке режим долго существовать не может

Но нужно помнить, что все плохое заканчивается. И не 70 лет будет жить этот режим, потому что количество недовольных растет с каждым месяцем, оно уже значительное. При такой низкой поддержке режим долго существовать не может. Чем больше усиливается давление на общество, тем больше недовольных – о репрессиях узнают их родственники, друзья, коллеги, что вызывает недоверие и противостояние. Следующий год будет сложный, но руки опускать не нужно. Каждый должен делать то, что может, чтобы приблизить прекрасную Россию будущего.

Руслан Муцольгов, председатель отделения партии "Яблоко" в Ингушетии:

Прошедший год, к сожалению, принес нашему обществу множество неприятных и трагических моментов. Это второй год пандемии, которая унесла десятки тысяч жизней наших сограждан и которая все еще диктует свои условия, навязывая свой ритм и уклад жизни. Это год больного воображения чиновников и силовиков, писавших приговор лидерам и участникам протестных акций в Ингушетии с осени 2018 года, это новые репрессии в отношении всего гражданского общества и расправа над НКО. Ушедший год запомнится и думскими выборами, которые стали самыми нечестными за всю историю современной России, с самыми масштабными фальсификациями. Этот год не только уносит с собой безвозвратно потерянное время, но и остатки свободы, остатки прав и возможностей для простых людей и, возможно, спустя совсем короткое время мы будем вспоминать его с более позитивными эмоциями, чем мы о нем думаем сейчас, но это будет потом.

Что же нам сулит год наступающий? Прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное, а главное, бесполезное. Гадать нет смысла, а вот надеяться на лучшее, увы, нет предпосылок. К сожалению, думаю, даже не с годом, а с каждым днем ситуация в стране продолжит только ухудшаться, пока это возможно. Нам остаётся только набраться терпения и ждать развития событий. И да, обязательно не падать духом, как бы тяжело ни было, потому как Всевышний сказал: "Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение".

Зияутдин Увайсов, руководитель организаций "Монитор пациента" и "Монитор ЖКХ":

От России-2022 жду, что жизнь наладится. Станет намного лучше жить, государство начнет лучше работать. Я всегда с оптимизмом смотрю в будущее. При этом нужно и к худшему на всякий случай готовиться тоже.

Михаил Долиев, политолог (Астрахань):

Главным событием 2021 года считаю массовые выступления россиян в январе, когда по призыву Алексея Навального тысячи людей вышли на улицы, в том числе в Астрахани и по всему Югу России. Выходили не только сторонники Навального, но и все выступающие против политических репрессий. Призыв "Свободу политзаключенным!" в эти дни объединил людей разных политических взглядов.

Путин считает, что ликвидацией "Мемориала" мстит Западу, бьет по Америке

Разумеется, знаковым событием стала ликвидация "Мемориала", которую, скорее всего, российские власти не отменят. Путин считает, что таким образом мстит Западу, бьет по Америке. На самом деле это не так, "Мемориал" помогал сегодняшним политическим заключенным и сохранял память о репрессиях времен СССР. Это сильный удар по всему правозащитному движению России.

В 2022 году стоит ожидать усиления репрессий, запрета тех общественных организаций и движений, которые Минюстом еще не запрещены. Например, скорее всего, запретят "Партию народной свободы". Полномасштабной войны с Украиной и другими странами не будет, но она может проходить в гибридном виде, в том числе разжиганием сепаратистских настроений в Европе. Почему не будет большой войны? Путин ведет себя по-хулигански. А хулиганы боятся большей силы, которой в данном случае является блок НАТО. Все закончится психологическим давлением, "мельканием ножа перед лицом", рисованным бряцаньем оружием.

Как не потерять оптимизм на фоне всего этого? Нужно, если есть ресурсы, уезжать из России. И таким образом сохранить оптимизм, хорошее настроение, возможность продолжать активизм.

Оксана Санджинова, юрист, член избирательной комиссии Калмыкии:

2021 год запомнился ужесточением преследований активистов, выборами в Госдуму, добровольно-принудительной вакцинацией и QR-кодами. Тенденция свидетельствует о сущностном бессилии власти, которая поэтому "закручивает гайки". Калмыкия в этом отношении не исключение, а ярый адепт федеральной политики.

Питать надежды на 2022 год не приходится. Уже началась подготовка к выборам президента России, а в Калмыкии – к выборам в Народный хурал. Но отчаиваться и расслабляться не стоит. Партиям и политикам нужно системно работать, не прекращая связи с жителями, общаться с ними не от выборов к выборам, а постоянно. Существенное значение имеет альтернативное информирование людей, поэтому нужно просто работать реально на благо народа.

Руководство движения 1ADAT:

Бороться нужно, потому что иначе нас и наших потомков ждет лишь усиление беззакония, несправедливости и лжи

История учит нас, что у любого преступного режима есть конец. События этого года продемонстрировали, что путинский режим усиливает свое беззаконие. Ликвидация "Мемориала", безусловно, знаменательное событие этого года. Понятное дело, что теперь хотят закрыть и другие неподконтрольные власти организации. Но для нас эти процессы являются закономерными, как и закономерно то, что делает кадыровский режим. Было понятно, что путинский режим будет до конца бороться за власть, даже если для этого придется пролить море крови. У таких режимов есть только один путь – к безумной жестокости и последующему концу.

Что касается 2022 года, всем понятно, что нас ждет лишь усиление этой безумной жестокости и симуляция 30-х годов уже по всей России, а не только в Чечне. Мы не понимаем, почему это повод для грусти. Только глупые люди могли ожидать, что этот режим будет двигаться в сторону свобод и справедливости. В этом году у нас много поводов для оптимизма, потому как наша борьба лишь усиливается и выходит на новый уровень. Достаточно оценить результаты, например, Security Turkey, так что поводов для грусти и опускания рук нет. Бороться нужно, потому что иначе нас и наших потомков ждет лишь усиление беззакония, несправедливости и лжи. Опустить руки в такой ситуации – значит обречь себя и последующее поколение на бесправное рабство.

Яна Антонова, экс-координатор ликвидированной "Открытой России" в Краснодарском крае:

Для меня ключевое событие 2021 года – проигранные демократами выборы в Государственную думу и закономерно усилившиеся после этого репрессии, в том числе ликвидация "Мемориала". Уверена, что этого поражения на выборах не случилось бы, если бы все участковые и территориальные избирательные комиссии были закрыты квалифицированными наблюдателями, "Единая Россия" бы тогда покатилась, а состав Госдумы был бы другим. Это свидетельствует о неготовности граждан использовать выборы как механизм отстаивания своих интересов. Но учиться этому надо. От 2022-го жду выборов в Законодательное собрание Краснодарского края и ухода губернатора Вениамина Кондратьева. Дело Алексеенко (бывшего первого заместителя губернатора, ныне мэра Краснодара Андрея Алексеенко в конце декабря обвинили в получении крупной взятки. После допроса чиновник был отпущен, а Следком удалил опубликованное видео с его допросом с официального канала. – Прим. ред.) – знак губернатору от силовиков, который двусмысленно трактовать невозможно.

Альберт Эседов, председатель отделения партии "Яблоко" в Дагестане:

Честно говоря, в конце декабря было такое ощущение, что при всей пестроте событий, которые были у нас в стране в 2021 году, год был какой-то смазанный.

Вроде бы и одни из ключевых для страны выборов прошли, а где-то ещё и региональные парламенты сформировались. Вроде, когда в них сам участвуешь, должно остаться впечатление, ну, или на худой конец, послевкусие – да, было, пробовал, но ничего необычного. Все как обычно: название было, процесс – нет.

Ещё какая-то фееричная информационная эйфория была по поводу захвата власти в Афганистане запрещённой в стране террористической группировкой "Талибан". Конечно, чем ещё можно порадовать своих граждан, нежели проигрышем назначенного соперника – США! Слава богу, до признания нового правительства в Афганистане дело не дошло.

Меньше стало свободы слова и больше полномочий у правоохранительной системы

В уходящем году прочно вошло в обиход понятие "иноагент". Все знают, кто такой "иноагент", но не всегда понятно почему. Меньше стало свободы слова и больше полномочий у правоохранительной системы.

Страна, как и весь мир, борется с пандемией коронавируса. Не знаю, как там за границей, но у нас процесс идёт, мягко говоря, странно. Вакцинация обязательная, пока не пришел на прививочную станцию и не подписал документ о добровольном согласии на прививку. Появились и в массы продвигаются QR-кодизация, цифровизация и много непонятного для старшего поколения населения страны.

В следующем году тенденции продолжатся. Но всё у нас будет хорошо. Все, что не убивает, делает нас сильнее – так вроде принято говорить, когда не можешь дать точного прогноза и рецепта.

***

В конце декабря правозащитный центр "Мемориал" опубликовал бюллетень "Ситуация в зоне конфликта на Северном Кавказе: оценка правозащитников", посвященный событиям этой осени и в значительной части подытоживший 2021 год.

Ранее Московский городской суд принял решение ликвидировать признанный в России НКО-иноагентом "Мемориал". Минюст и прокуроры утверждали, что центр "Мемориал" систематически скрывал информацию о выполнении функций иностранного агента, а именно не маркировал свои публикации. По мнению прокурора, это вызывает депрессию у россиян.

Против требования властей ликвидировать одну из старейших правозащитных организаций России выступили несколько нобелевских лауреатов, учёные, писатели и музыканты с мировым именем, а также США, Евросоюз и Совет Европы.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.