Теневая Северная Осетия

Почему жители Северной Осетии не хотят выходить из "теневой зоны"?

Экономика Северной Осетии на тридцать процентов теневая. К такому выводу пришли специалисты российского объединения предпринимателей «Опора России». Проблемой распространенности теневой экономики на Северном Кавказе они начали интересоваться после обнародования результатов опроса Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС.

Как следует из опроса, 38,3% жителей России признают, что теневая экономика приносит как пользу, так и вред. Чуть более 7% однозначно считают, что она полезна.

В среднем по Кавказу «теневая» экономика занимает около 25%.

Из данных же «Опоры России» следует, что в среднем по Кавказу «теневая» экономика занимает около 25%. Самым «белым» в плане экономики регионом стала Карачаево-Черкесия с показателем чуть больше 12%. Наибольшая доля отмечена в Кабардино-Балкарии и Дагестане, где «теневой» сектор только по выявленным данным превысил 35%. В Чечне все не так уж и плохо: официальный показатель – 15 процентов.

A вот Северная Осетия близка к Кабардино-Балкарии и Дагестану: здесь показатель тоже приближается к 30 процентам, превышая средние цифры по региону.

При этом в республике с теневой экономикой идет активная борьба. Однако практические результаты оказываются гораздо ниже ожидаемых. Так, при правительстве РСО-A работает межведомственная комиссия по организации мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.

Не остаются без внимания и районы. По словам главы пресс-службы комитета РСО-A по занятости населения Мадины Габаловой, в районах республики работают аналогичные комиссии, которые проводят практическую работу - обход торговых точек, учет транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки, посещение частных предприятий, в том числе салонов красоты, мастерских и т.д.

На 2016 год для Северной Осетии плановая численность по выявлению работников, работающих «в тени», была установлена в 39 411 человек. Однако по состоянию на 29 декабря численность выявленных работников, с которыми работодателем не заключены трудовые договора, составила 6 744 человека, т.е. всего 16,3 % от плана.

Работу ведомств осложняет то, что люди сами не стремятся сообщать о недобросовестности своих работодателей.

«Проблема неформальной занятости очень актуальна для нашего региона», - соглашается руководитель пресс-службы Пенсионного фонда Марина Канатова, напоминая, что люди, которые получают «серую» и «черную» зарплату, остаются без пенсионных отчислений.

При этом Марина Канатова в курсе результатов опросов, согласно которым люди чаще соглашаются на «черную» зарплату, поскольку она существенно выше. «A многие сейчас не хотят думать о завтрашнем дне, предпочитая синицу в руках, a не журавля в небе», - добавляет чиновница.

Работу ведомств осложняет то, что люди сами не стремятся сообщать о недобросовестности своих работодателей. Случаи, когда жители республики самостоятельно сообщают о том, что получают зарплату в конвертах, единичны.

Работа по выявлению неформально занятых будет продолжена. Ориентировочная плановая численность по выявлению неформально занятых на 2017 год составляет по республике 38464 человека. Разработан пакет мер по снижению неформальной занятости, который включает в себя меры по выявлению неформально занятых, в том числе в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, организациях, работающих в области предоставления медицинских услуг, в строительных организациях, продолжится работа комиссий всех уровней. Но совпадут ли запланированные цифры с реальными?