Свобода лучше несвободы

Вид на Эльбрус (архивное фото)

Почему независимой журналистики в Кабардино-Балкарии как кот наплакал?

Разгон протестной акции жителей пригорода города Нальчика в Кабардино-Балкарии в конце октября вызвал небывалый резонанс в республике. YouTube канал "Другой Нальчик" был среди тех, кто активно освещали эти события. После спада протестов развернулась широкомасштабная травля в отношении независимого журналиста Арсена Камбиева, редактора "Другого Нальчика".

В своем открытом обращении Камбиев описал, как группы МВД и ФСБ проводили с ним беседы. В одном случае ему заявили, что если он приостановит деятельность по освещению событий в Кабардино-Балкарии на канале "Другой Нальчик", полиция возвратит все изъятые личные вещи, а судебное разбирательство против него "замнут". Пытаясь защитить свои интересы, Камбиев сослался на президента России Владимира Путина и главу республики Юрия Кокова, которые, по его словам, неоднократно заявляли об обязанности власти обеспечить свободное распространение информации, а также о недопустимости репрессивных действий в отношении журналистов.

В республике заговорили, что при Кокове, занимавшемся борьбой с экстремизмом в рамках своей работы в системе МВД, ситуация со свободой слова в Кабардино-Балкарии ухудшилась.

По словам другого редактора канала "Другой Нальчик" Алима Пшибиева, проблема свободы слова в республике примерно такая же, как и в других регионах. "В Кабардино-Балкарии недостаток свободы слова остается большой проблемой, но она была такой и раньше", - заявил Пшибиев "Кавказ.Реалии".

Правозащитник из Нальчика Валерий Хатажуков также считает, что нарушения прав граждан на свободу слова в республике увеличиваются вместе с тем, как ситуация ухудшается по всей России. По словам собеседника, если раньше к его правозащитной деятельности был интерес со стороны государственных СМИ Кабардино-Балкарии, то последнее время они прекратили освещать ее. И это несмотря на то, что он занимается такой серьезной проблемой, как возвращение радикально настроенной молодежи к мирной жизни.

Даже если существует общероссийская тенденция по ухудшению ситуации со свободой слова, это не значит, что республиканские власти не могут ничего с этим сделать на своей территории, говорит Хатажуков. В республике много проблем, которые замалчиваются или недостаточно широко освещаются.

"К примеру, лучшая и большая часть пахотных земель Кабардино-Балкарии оказалась в руках небольшой группы 'латифундистов', и они получают огромные дотации государства – около двух миллиардов рублей в год. Весь этот процесс совершенно непрозрачный и непонятный. Если такие вещи игнорировать и не говорить о них, не обсуждать пути выхода, то это приведет к социальному взрыву", - говорит правозащитник.

Черкесский активист Аслан Бешто согласен, что при Кокове пресса Кабардино-Балкарии снизила свой критический запал. По мнению Бешто, это связанно с тем, что лидеры балкарского меньшинства республики резко умерили активность после прихода к власти Кокова.

"Проблемы многих балкарцев, конечно же, так и не решены, но модераторы этой стороны более не актуализируют эти темы, сосредоточившись на практическом решении своих узких, часто и личных проблем, благодаря договоренностям с главой республики", - считает черкесский активист.

Получить комментарий от одного из немногих независимых изданий Кабардино-Балкарии - "Газеты Юга" - нам не удалось: редактор газеты наотрез отказался высказать свое мнение по поводу ситуации со свободой слова в республике.