Турция погрузилась в очередной тяжелый политический кризис. По всей стране продолжаются крупнейшие за последние 10 лет массовые протесты – после ареста по обвинениям в коррупции и поддержке терроризма Экрема Имамоглу, мэра Стамбула и главного соперника президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Возможно, происходящие сегодня в Турции события окажут заметное влияние на весь мир, пишет Радио Свобода.
За неделю протестов по всей стране уже задержаны более 1100 человек. Большинство манифестаций против задержания Имамоглу были мирными, но сообщалось и о жестоких столкновениях демонстрантов с полицией на акциях в крупнейших городах, Стамбуле, Анкаре и Измире. Сотрудники сил безопасности применяли водометы и слезоточивый газ. По мере нарастания протестной волны власти запретили любые митинги и демонстрации в Стамбуле и ряде других регионов.
54-летний Экрем Имамоглу, очень яркая фигура в турецкой политике, был отстранен от должности и задержан 19 марта. Это произошло за несколько часов до того, как светская Республиканская народная партия (РНП), главная оппозиционная сила страны, основанная еще Кемалем Ататюрком, готова была выдвинуть его своим кандидатом на следующих президентских выборах. Сам Экрем Имамоглу назвал все обвинения надуманными и клеветническими. 23 марта суд выдал санкцию на арест его и еще 20 его приближенных.
Экрем Имамоглу
Вместе с ним 19 марта задержали более 100 человек, включая известных политиков, журналистов и бизнесменов. Ранее Стамбульский университет объявил, что аннулирует диплом Экрема Имамоглу из-за некой "очевидной ошибки". Если решение останется в силе, оно лишит мэра Стамбула возможности участвовать в выборах, поскольку кандидат обязан иметь университетский диплом.
Озгюр Озель, лидер РНП, назвал задержание своего соратника Имамоглу попыткой государственного переворота. В свою очередь президент Эрдоган обвинил Республиканскую народную партию в подстрекательстве к мятежу и попытках "нарушить мир и расколоть народ".
Многие мировые телеканалы транслируют в прямом эфире протесты в турецких городах:
Экрем Имамоглу стал мэром Стамбула, крупнейшего города и экономического локомотива Турции, в 2019 году, баллотировавшись от Республиканской народной партии – и победив ставленника Эрдогана, кандидата правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Бинали Йылдырыма. Потом он был переизбран мэром еще дважды. Почти все соцопросы показывают, что он мог бы победить Эрдогана на президентских выборах, если бы они проводились сейчас.
19 марта Республиканская народная партия проводила праймериз, чтобы определиться со своим кандидатом на следующих президентских выборах, намеченных на 2028 год. Миллионы членов партии по всей стране проголосовали за Экрема Имамоглу, поклявшегося бескомпромиссно бороться с авторитарной властью Реджепа Эрдогана.
Политолог-востоковед Василий Семенов напоминает, что турецкие власти, президент Реджеп Эрдоган и правящая партия ПСР преследовали Экрема Имамоглу уже много лет. То, что Имамоглу стал именно во главе Стамбула, президент Турции явно всегда воспринимал как личное поражение и оскорбление:
Эрдоган – мастер выживания и самый безжалостный политик из всех, кто правил современной Турцией
"Эрдоган – мастер выживания и самый безжалостный политик из всех, кто правил современной Турцией, привыкший давить любых соперников. Кстати, недавно в Турции арестовали и Умита Оздага, лидера также набирающей популярность ультраправой националистической Партии Победы – он с января находится под стражей за оскорбление президента Эрдогана.
Стамбул имеет лично для Эрдогана символическое значение. Он в этом городе более 30 лет назад впервые стал мэром, с этого города началась его большая политическая карьера. И вдруг именно Стамбул во главе с Экремом Имамоглу становится главным центром сопротивления его правлению. В чем только власти не обвиняли уже Имамоглу! Ведь он готов был баллотироваться на президентских выборах еще в 2023 году, на которых победил Реджеп Эрдоган – но за год до этого Экрема Имамоглу обвинили в оскорблении сотрудников турецкого ЦИК и в результате запретили выставлять свою кандидатуру.
Реджеп Эрдоган
В чем сейчас реально может быть замешан мэр Стамбула? В коррупции – может быть, так как я не представляю, как иначе можно руководить таким огромным финансовым и строительным центром, как Стамбул. Но в сотрудничестве с признанной в Турции террористической Рабочей партией Курдистана (РПК) – конечно нет. Хотя в попытках гражданского примирения с этой организацией он, вполне возможно, и участвовал. Но то же самое ведь делает и сам Эрдоган.
Мне, рассуждая об Эрдогане и Имамоглу, сейчас вспоминается известный сериал "Великолепный век". В одном из эпизодов там султан спрашивает своего визиря: "Неужели ты хочешь сам стать правителем Османской империи, возвеличить себя? Как тебе не стыдно, ведь я – твой повелитель, ты мне всем обязан!". То же самое происходит сегодня и в современной Турции. Безусловно, Эрдоган хочет, вероятно, править пожизненно – а как еще может править султан? Вот он и "зачищает площадку", – полагает Василий Семенов.
Схватка полиции с манифестантами, протестующими против ареста Экрема Имамоглу. Стамбул, 24 марта 2025 года
Прокуратура Стамбула выдвинула в отношении Экрема Имамоглу и еще нескольких городских муниципальных служащих обвинения в создании и руководстве преступной организацией, подкупе, мошенничестве при проведении тендеров и торгов и незаконном получении персональных данных. Кроме того, Имамоглу и еще трех человек обвиняют в связях с запрещенной Рабочей партией Курдистана.
Правительственные при этом чиновники заявляют, что все обвинения не имеют политической подоплеки и призывают граждан Турции "доверять судам и ждать завершения судебного процесса".
Второй срок президентских полномочий Реджепа Эрдогана истекает в 2028 году. Конституция Турции ограничивает президентство двумя полными сроками, однако Эрдоган может найти юридические лазейки, чтобы формально законно баллотироваться вновь – особенно если парламент страны объявит о досрочных выборах и официально прервет его второй президентский мандат.
Еще в 2017 году Реджепу Эрдогану удалось провести победный для него общенациональный референдум по радикальному изменению конституции Турецкой Республики, о продлении срока своего пребывания у власти и упразднении должности премьер-министра, чьи полномочия слились с президентскими. В государстве при этом сохраняется режим чрезвычайного положения, установленный еще с июля 2016 года, когда была предпринята неудачная попытка военного переворота. Реджеп Эрдоган может отменять решения, принятые парламентом, приговоры судов, а также самостоятельно подписывать указы, имеющие силу закона.
Акция протеста сторонников Экрема Имамоглу в Стамбуле. 25 марта 2025 года
Религиозное население турецкой провинции, крестьяне, многие госслужащие, мелкие торговцы продолжают поддерживать Эрдогана, несмотря на заметное возмущение им горожан, молодежи, студентов, квалифицированных специалистов, образованных предпринимателей, интеллигенции. Все недовольные президентом указывают на все более жестокий облик выстроенной им системы авторитарной власти, все сильнее вторгающейся с религиозной проповедью и политическими репрессиями в каждую сферу общественной жизни – на фоне бешено растущих безработицы, коррупции, инфляции, эмиграции из Турции ее самых перспективных и производительных граждан, а также массы нерешенных проблем в отношениях с соседними странами и ведущими мировыми державами.
Как нынешние события в Турции и массовые протесты могут повлиять на соседние с ней государства, от Украины и России до Ирана и Центральной Азии?
Война в Украине
В начале войны Турция достигла значительного дипломатического успеха, выступив посредником в сделке между Россией и Украиной, которая позволила обеим странам вывозить зерно через Черное море. Это соглашение стало решающим для экспорта в страны Глобального Юга жизненно важного для них украинского зерна. Сделка действовала один год, но потом Россия из нее вышла.
В целом Анкара в значительной степени играла свою собственную игру в ходе всей войны. Хотя Турция является членом НАТО, Реджеп Эрдоган стремится поддерживать хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным, с которым явно чувствует общность и духовное родство. Одна из черт характера и мировоззрения Эрдогана, заметно роднящая его с российским президентом – то, что "геополитика" и "престиж страны на мировой арене" для него намного важнее политики внутренней. Россия и Турция наперегонки "встают с колен" по инициативе своих лидеров – так, как Путин и Эрдоган это понимают.
Однако постоянное заигрывание с Кремлем не помешало турецкому производителю беспилотников Bayraktar, например, продвигать строительство в Украине завода по их производству. Турецкие военные БПЛА играли ключевую роль в обороне Украины на ранних этапах.
Само географическое расположение Турции огромное региональное влияние. В начале российского вторжения в Украину Анкара закрыла Босфор и Дарданеллы для российского военно-морского судоходства, что сильно усложнило для России логистику и сообщение с ее войсками в Сирии.
БПЛА "Байрактар" TB2
Игорь Семиволос, директор Центра исследований Ближнего Востока в Киеве, полагает, что движущей силой турецкой внешней политики в первую очередь всегда останется экономика: "Что касается региональных вопросов, России, Украины, Ближнего Востока, ключевую роль для Анкары играют деловые интересы. И если президентом Турции вдруг стал бы Экрем Имамоглу, то все бизнес-сделки будут вращаться вокруг него, так же, как сейчас вращаются вокруг Эрдогана".
Связи Турции со странами Запада
Крупнейшим торговым партнером Турции остается Европейский союз, на долю которого приходится около трети ее внешней торговли, согласно статистике ЕС. Если кризис в Турции продолжит усугубляться, возможная смена правительства в Анкаре почти наверняка повлияет на ее отношения с Брюсселем, который приостановил процесс вступления Турции в ЕС в 2018 году на фоне "отступления от демократии". Впрочем, отношения между Брюсселем и Анкарой должны потеплеть в любом случае. В первую очередь потому, что Европа сейчас стремится уменьшить свою оборонную зависимость от Вашингтона и сформировать военную миротворческую миссию на Украине – и в этом вопросе вооруженные силы Турции могут сделать ее ключевым игроком.
Иран
Кризис в Турции разгорелся в то время, когда Тегеран и Анкара обмениваются угрозами и обвинениями во вмешательстве во внутренние дела друг друга. У Турции и Ирана часто возникают конфликты по различным региональным вопросам, таким как поддержка Анкарой исламистов, свергнувших режим Башара Асада в Сирии, державшийся во многом на иранских штыках, или поддержка ею Азербайджана против Армении.
Айдын Ахван, политический аналитик из Стамбула, в интервью Радио Фарда (Иранской службе Радио Свобода) напоминает: "Эрдоган – очень прагматичный правитель, меняющий альянсы и союзы всякий раз, когда это выгодно его интересам. И при этом он – сторонник так называемого исламского пути. Турецкая же оппозиция, со своей стороны, чаще евроцентрична и выступает за светскую и демократическую систему правления. Поэтому мир, каким его видит Эрдоган, безусловно, больше соответствует предпочтениям Тегерана".
- Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила о прекращении огня с Турцией.
- Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция, чтобы помочь палестинцам, может войти в Израиль так же, как она это сделала в прошлом в Ливии и непризнанном Нагорном Карабахе. При этом турецкий лидер не уточнил, каким именно это вмешательство может быть.