Суд снизил сроки обвиняемым в терроризме дагестанцам. Ранее они заявили о пытках

Верховный суд РФ

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда России рассмотрела кассационные жалобы на приговор Южного окружного военного суда в отношении жителей Каспийска Мурада Абдулкеримова, Феликса Пирвелиева, Исмаила Нарчавова, Багауттина Меджидова и Гусейна Рамазанова, признанных виновными в участии в террористическом сообществе. Осужденные заявили о пытках в ходе следствия, но высшая судебная инстанция лишь незначительно сбавила им сроки.

По версии суда, Абдулкеримов создал террористическое формирование, а Пирвелиев, Нарчавов, Рамазанов и Меджидов участвовали в нем. Весной-осенью 2016 года осужденные якобы приобрели боеприпасы и взрывные устройства, подожгли два пивных бара в Каспийске и планировали напасть на силовиков. Южный окружной военный суд назначил им от 17 до 18,5 лет колонии строгого режима.

Сами осужденные и их защита заявили о невиновности и фальсификации уголовного дела. По их словам, показания свидетелей написаны "под копирку", один из свидетелей заявил об избиении силовиками, а другой страдает психическим расстройством. Кроме того, в ходе расследования не былоо установлено, где они приобретали боеприпасы и взрывные устройства, при каких обстоятельствах их носили, хранили, и получали ли данные предметы от Нарчавова, Меджидова и Пирвелиева, входивших в организованную группу. Также адвокат Надежда Бородкина заявляла о пытках в отношении обвиняемых.

Несмотря на медицинскую экспертизу с диагностированными у свидетеля травмами и его заявление о пытках в отделе полиции, Верховный суд России пришел к выводу, что имеются данные, свидетельствующие "о даче последним показаний в обстановке, исключающей применение к нему насилия" – в отделе полиции его никто не мог избить. Показания же свидетеля с психическим заболеванием "получены в установленном законом порядке и согласуются с другими доказательствами по делу", поэтому признаны допустимыми.

Вместе с тем Верховный суд изменил сроки осужденных: Абдулкеримову приговор снизили с 18,5 до 17,5 лет, Пирвелиеву с 17,5 до 16 лет и трех месяцев, Нарчавову с 18 до 16,5 лет, Рамаханову с 17,5 лет до 16 лет и трех месяцев, Меджидову с 17 лет до 16 лет и одного месяца.

  • Адвокаты и правозащитники в РФ отмечают, что часто те, которых выдают за боевиков, на судах заявляют, что во время предварительного следствия давали показания под пытками.
  • 25 апреля ФСБ заявила, что в Ставрополе "пресечена деятельность сторонника запрещенной в России международной террористической организации "Исламское государство", планировавшего по указанию зарубежных эмиссаров совершение теракта на одном из объектов транспортной инфраструктуры региона". Через четыре дня спецслужба в таких же формулировках отчиталась о задержании жителя соседней Карачаево-Черкесии, "планировавшего по указанию зарубежного эмиссара международной террористической организации совершение террористического акта на одном из объектов органов власти и правопорядка".
  • Городской суд Гудермеса признал местного жителя Сулимана Тасуева виновным в несообщении о преступлении – общаясь через мессенджеры с другом, он якобы узнал о его намерении уехать в Афганистан для участия в террористической группировке.