Сколько северокавказцев воюет в Сирии и Ираке?

Боец экстремистского ИГ с флагом

Туманное будущее северокавказских участников конфликта на Ближнем Востоке

Никто пока точно не знает, сколько выходцев из Северного Кавказа принимает участие в сирийском конфликте на стороне различных групп. В разные времена российские правоохранительные органы давали различные цифры, которые могут считаться только приблизительными. К примеру, в декабре 2015 года в МВД и ФСБ РФ заявили, что отслеживают перемещения более 2,8 тыс. россиян, которые воюют в Сирии и Ираке. Хотя 2015 год и был периодом массового выезда рекрутов с Северного Кавказа на Ближний Восток, цифра за 2017 год может оказаться еще выше.

Более 1,2 тыс. выходцев из Дагестана воюет в Сирии на стороне запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, сообщил министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов в ходе республиканского форума «Наш участковый», сообщает РИА «Дагестан».

На этом фоне нереально заниженными кажутся цифры, которыми делится МВД Чечни с «Кавказским Узлом», утверждая, что всего на территории Сирии могут находиться порядка 600 жителей республики. Как говорил в свое время один из лидеров группировки «Исламское государство» Умар Шишани, который был убит в 2016 году, только в боях за город Кобани в 2015 году его группа потеряла почти 500 чеченцев. Большие потери выходцы из Чечни понесли и в других столкновениях. Группа под командованием Ахмада Чатаева, скажем, в 2016 году потеряла до 400 чеченцев в боях.

В отличие от Чечни и Дагестана, все остальные республики заявляют о значительно меньшем количестве соотечественников, выехавших в зону конфликта. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в одном из интервью отметил, что в участии в боевых действиях в Сирии на стороне ИГИЛ подозреваются 97 выходцев из Ингушетии. По его мнению, все они отправились в Сирию из Европы. В военных действиях в Сирии погибли 54 жителя Ингушетии.

Начальник следственного управления МВД Ингушетии Юрий называет вдвое большую цифру, чем глава республик, из них около 50 убиты, еще десять вернулись на родину.

По словам главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова, в Сирии на стороне экстремистов воюют и выходцы из этой республики. Это подтвердил и заместитель начальника полиции по оперативной работе МВД по КБР Михаил Громаков на парламентских слушаниях по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. «По имеющимся оперативным данным, 24 из 175 жителей КБР нейтрализованы во время боевых действий на территории Сирии и Ирака». Среди выехавших на Ближний Восток жителей республики 28 женщин.

Следственные органы Карачаево-Черкесии возбудили уголовные дела против 16 жителей республики по факту их участия в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии. Хотя сама цифра может оказаться намного больше, о чем свидетельствуют сообщения МВД. Абу Джихад аш-Шишани (Ислам Атабиев, уроженец с. Усть-Джегута) занимает один из из руководящих постов в руководстве ИГ .

Сообщения об отъезде людей из Адыгеи также появлялись в СМИ. Говорилось о 22 адыгейцах, участвующих в сирийском конфликте. Реальная цифра и здесь может быть намного выше.

Не обошла стороной сирийская проблема и Северную Осетию. Среди первых жертв сирийского конфликта были и осетины. Их общая численность вряд ли превышает несколько десятков людей.

Северокавказы были и остаются важным фактором в войне на Ближнем Востока. Когда конфликт исчерпает себя, неизбежно встанет вопрос о дальнейшей судьбе этих людей.