Сирийским черкесам дома не рады

Беженцы в Вене

Центр адаптации репатриантов в Адыгее не может принять бежавших из Сирии земляков из-за переполненности

В 2016 году в Адыгею прибыло более 60 зарубежных черкесов: преимущественно из Сирии, где продолжается война. Квота, по которой они вернулись, предполагает только разрешение на временное проживание в республике(шесть месяцев). При необходимости его можно продлить на аналогичный период. «За это время люди готовят документы для подачи на получение вида на жительство» - поясняют в Центре адаптации репатриантов в Майкопе.

Две семьи живут здесь аж с 1998 года – они бежали в Адыгею от Косовской войны

По прибытию зарубежные черкесы размещаются именно в этом Центре. Как рассказали в учреждении «Кавказ.Реалии», сейчас в нем проживает более 35 черкесских семей, которые вернулись на родину из разных стран. Две семьи живут здесь аж с 1998 года – они бежали в Адыгею от Косовской войны. Этим черкесам власти не успели достроить жилье в специально построенном для «косовских черкесов» ауле Мафахабль. А их столь долгое пребывание в этом центре не дает возможности обустроиться другим нуждающимся, отмечает руководитель организации «Адыгэ Хасэ» в Краснодаре Аскер Сохт.

Хотят они того или нет, вросшие корнями в центр постояльцы вредят новичкам, которым некуда приткнуться

Собеседник «Кавказ.Реалии» сетует на то, что хотят они того или нет, вросшие корнями в центр постояльцы вредят новичкам, которым банально некуда приткнуться. Сохт уверен, что за прошедшие 18 лет жилье можно было достроить самим (тем более, что оно на стадии завершения). Сами же репатрианты на это возражают: «Почему другим построили, а нам нет?»

Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию тем, что в тот период правительством была взята неоправданно высокая планка и затраты многократно превысили ожидаемые.

Нельзя выводить за скобки и тех черкесов, которые не теряют надежды вернуться домой – в Сирию. Они не хотят обрастать связями, обязательствами в Адыгее и буквально сидят на чемоданах. Считается, что нет ничего мучительнее ожидания, однако российская бюрократия способна пошатнуть это мнение. Ибо непонятно, что проблематичнее – ждать или носиться с бумажками. Ведь желающие (а многие остановились не в столице Адыгеи) обустроиться в республике, должны съездить в Майкоп, чтобы оформить документы, пройти медкомиссию и т.д. Все это занимает несколько дней, поэтому людям надо у кого-то остановиться или снять временное жилье. А в центре, как отмечалось выше, в том числе и из-за тех, кто там живет по 18 лет, нет мест.

«К сожалению, органы власти этим толком не занимаются» - резюмирует Сохт. - Эта проблема бесконечно обсуждается, но не решается».