"Сила в правде?" Почему Данила Багров вернулся на экраны спустя четверть века?

Кадр из фильма "Брат-2"

Фильмы "Брат" и "Брат-2" снова вышли в российский прокат спустя 25 лет. По данным kinobusiness.com, картины о бескомпромиссном убийце Даниле Багрове вошли в топ-3 лидеров проката за минувший уик-энд. В Северной Осетии также наблюдается интерес к показу фильма. Во Владикавказе фильм Балабанова "Брат" показывают в одном из двух самых популярных кинотеатров города по два сеанса в день. На минувших выходных там был аншлаг.

Основательница сообщества против домашнего насилия "Хотæ" Агунда Бекоева считает, что появление фильма в прокате именно сейчас связано в первую очередь с желанием поддержать патриотические настроения у россиян.

Личности Бодрова и его киногероя Данилы Багрова многие не разделяют, постоянно смешивая их реплики и поступки

"Поставили "Брата" и "Брата-2" в один ряд с такой тяжёлой артиллерией, как "Любэ" и Олег Газманов. Сначала в Рунет был вброшен отрывок из интервью Бодрова-младшего, в котором он говорит о том, что во время войны нельзя говорить плохо о "своих". Фрагмент завирусился, в моей ленте его репостил каждый второй. Личности Бодрова и его киногероя Данилы Багрова многие не разделяют, постоянно смешивая их реплики и поступки. Вышел гибридный образ, любимый миллионами россиян", – говорит Бекоева.

По ее мнению, Данила Багров при всей своей привлекательности – весьма сомнительная кандидатура на роль духовного ориентира масс. Но для поколения, которое росло в 90-х, Багров – абсолютно "свой". Он уже не просто ролевая модель, а канонизированный образ, икона. С помощью этого симулякра в обществе и прорабатываются нужные умонастроения, считает Бекоева.

Кадр из фильма "Брат-2"

"Делать это тем более легко, потому что настоящих Бодрова и Балабанова давно нет в живых – они с того света не возразят против того, что нарезки их интервью используют где надо и не надо. Напомню, что по сюжету Данила Багров – махровый ксенофоб, недолюбливает "чурок", евреев, американцев... У большинства зрителей из центральной России, уверовавших в денацификацию, шовинизм главного героя никакого внутреннего конфликта не вызывает. В плане бытовой ксенофобии здесь ничего не изменилось с 90-х годов", – отмечает Бекоева.

В то же время, вспоминает она, в национальных республиках Даниле-Сергею много лет не прощали трамвайную реплику про "гниду чернож..ю", но сейчас почему-то никто не испытывает когнитивных диссонансов по этому поводу.

Когда люди не могут или боятся составить собственное мнение о происходящем, они "одалживают" его у тех, кому доверяют

"Просто людям нынче катастрофически не хватает доверительных фигур и сильных образов, на которые можно было бы опереться и за которыми прятаться от необходимости анализировать что-то самостоятельно. Когда люди не могут или боятся составить собственное мнение о происходящем, они "одалживают" его у тех, кому доверяют. Поэтому "Брат" и собирает сейчас полные залы: в глубине души люди испуганы и психически истощены. На помощь приходит народный супергерой с простой и понятной позицией. "Сила в правде", "Своих не бросаем" и так далее. Во всей этой истории обиднее всего за покойного Бодрова. Я думаю, ему бы такие технологии не понравились", – резюмирует Бекоева.

Финансовый обозреватель и автор блога о региональной политике, истории и архитектуре Осетии Алик Пухаев признаётся, что и сам в детстве восхищался Данилой Багровым, однако сейчас видит в культивировании идеи "добра с кулаками" признаки авторитарного общества.

"Данила Багров, по рассказам самого актера и замыслу режиссера, не был положительным героем, – рассуждает Пухаев. – Зрители сделали его таким, потому что тогда в России был ресентимент на некую справедливость: значительная часть России оказалась в очень плохом социально-экономическом состоянии. После обмана должен был прийти парень, олицетворяющий добро с кулаками, который мог решить все проблемы. Иногда он бы делал страшные вещи, но зато происходил бы из народа. Уже тогда можно было сделать вывод, что, скорее всего, в российском обществе возможно появление авторитаризма".

По мнению Пухаева, именно фраза про гниду показывает, что Багров – представитель "глубинного народа", а не какой-то там "интеллигентишка-либерал".

"Когда Данила говорит эту фразу, тебе почему-то кажется, что это он говорит кому-то другому. Пусть кому-то из представителей народов Закавказья, но не осетину. Это очень ошибочное мнение людей, которые никогда не бывали в Москве. Когда ты, будучи кавказцем, попадаешь в Москву, ты понимаешь, что это ты – тот самый гнида", – говорит Пухаев.

Читайте также "Виноваты кавказцы"? Конфликт в Новой Москве и ксенофобия

Блогер считает, что в Осетии "Брат" так популярен, потому что республика – часть российского культурного пространства, причем с очень сильными ассимиляционными процессами.

"Когда этнический осетин смотрит фильм и восхищается Данилой Багровым, в нем говорит россиянин, потому что у осетин тоже был ресентимент на справедливость – начало 90-х тоже было для Осетии тяжелым временем. И я это не говорю с какой-то претензией, я сам смотрел в детстве на Данилу Багрова, и он мне нравился", – подытоживает Пухаев.

Одна из авторов влога о кино "Еще не Долин" фотограф Ольга Юнашева полагает, что для кавказцев образ Багрова близок и понятен своей бескомпромиссностью.

Главный герой – настоящий патриот, любит родину больше жизни, справедливость у него на первом месте. К тому же враг – Америка, которую нужно наказать. Всё как мы любим

"Мне и самой первый "Брат" нравится очень. В нем есть настоящий Балабанов, мрачный Санкт-Петербург 90-х, любимые песни – вся эстетика фильма мне очень близка. А второй "Брат" не нравится. Для меня это уже не авторское кино, – рассказывает Юнашева. – Но это не отменяет того, что снят он талантливым режиссером с очень талантливыми актерами. И закономерно, что в народе полюбился второй фильм больше. Главный герой – настоящий патриот, любит родину больше жизни, справедливость у него на первом месте. К тому же враг – Америка, которую нужно наказать. Всё как мы любим. Еще тогда в народ ушли фразы про Севастополь и бандеровцев. Настроения такие были всегда, от этого никуда не деться".

Для Кавказа образ Багрова очень близок и понятен именно этой бескомпромиссностью, честностью и справедливостью, тем, что он "отвечает за свои слова", а ксенофобские фразы на свой счёт и уж тем более на счёт своей нации никто не относит, считает Юнашева.

"Спросила об этом своего зятя-осетина, он ответил, что сначала его эта фраза немного смутила, но потом он понял, что относится она к тем кавказцам, которые, например, приезжают в Москву и там бардачат", – говорит блогер.

Организатор киноклуба "Синематека Владикавказ" Марат Мамиев считает, что сегодняшняя Россия – это не Балабанов, а Звягинцев. По его словам, "Левиафан" – кино с другими героями и другой правдой, не самой привлекательной и приятной, но в котором как в зеркале отражается вся страна.

"Не знаю, откуда сегодня этот всплеск "патриотизма" в головах людей, но видно, как брутальные герои из фильмов нулевых, в том числе Данила Багров, ассоциируются с персонажами из власти, пришедшими в те же годы. Не примеряет ли зритель на себя маску преступника с обрезом, который думает, что вершит правосудие под гимн своей страны? Если да, то кому есть польза от подобных настроений здесь и сейчас?" – задается вопросом Мамиев.

Театральный режиссер Александра Тэйнина приехала из Новосибирска, чтобы почтить память погибшего на съёмках в Кармадонском ущелье Сергея Бодрова, и так и осталась жить в Осетии. Сейчас во Владикавказе идёт спектакль Тэйниной о любви во время чеченской войны.

"Я большая поклонница Балабанова и Бодрова. Завидую их искреннему патриотизму. Во мне это только начинает зарождаться, и это не безболезненно. Я прекрасно отношусь к тому, что сейчас в прокате крутят эти фильмы. Их показывают по всей России, не только в Осетии, и пытаться увидеть в этом какой-то подтекст не считаю уместным", – подчеркивает Тэйнина.

По ее словам, Бодров был человеком, рождавшим в людях любовь к родине, однако почему-то ему в первую очередь вспоминают реплику про гниду и ищут в этом подвох.

Читайте также "Дорогие БРАТЬЯ" и страшные люди без помпонов

"Парадокс. Мы любим Россию, когда она выигрывает медали на Олимпиаде, гордимся Россией на "Евровидении". Но разве это патриотизм? Данила нас учил быть честными, даже в страшные времена, когда тебе приходится убивать. "Сила в правде". Данила учил быть друг за друга. "Русские своих на войне не бросают". Как там говорится, любят не за что-то, а вопреки? Вот сейчас, наверное, самое время любить", – считает Тэйнина.

Сотрудник ивент-агентства Гала Бекаревич любит фильмы про Данилу Багрова, потому что они "очень романтичные".

При просмотре уровень патриотизма поднимается до небес

"И я не про любовь – в них удалось показать бандитизм с небанальной стороны и вообще "русскую душу". Может, дело в талантливом Балабанове, у которого не было "пустого" кино, или в любимых Бодрове, Сухорукове и идеальном саундтреке. При просмотре уровень патриотизма поднимается до небес. Данила – мудрый, справедливый, добрый, свободный и всегда в каких-то опасностях", – говорит Бекаревич.

Рассуждая о противоречиях в высказываниях Багрова о кавказцах и патриотическом настрое, Бекаревич отмечает, что они бывают всегда.

"Всякое случается. Тут уж надо принять, как в процентном соотношении чувствуешь. Как в семье может быть. Можно разозлиться, возненавидеть, отказаться, но закрыть на всё глаза, когда стоит какой-то выбор", – считает Бекаревич.

***

В ноябре в Северной Осетии граффити в Геналдонском ущелье в память о жертвах схода ледника Колка вызвало негодование со стороны родственников погибших. Они сочли себя оскорбленными из-за того, что на нём изображен только Сергей Бодров – младший. Надпись на граффити гласит: "Мы узнали в чем сила, брат. Сила в единстве!"