"Шакал огрызается": за что задержали бывшего заключенного ИК-1 Ярославля

Бывшего заключенного колонии №1 Ярославля Руслана Вахапова обвиняют в нарушении правил административного надзора. После освобождения ему назначили еще 6 лет ограничений, по которым он обязан регулярно отмечаться в полиции и не может покидать Ярославскую область. Утром 9 января его задержали и доставили в суд, однако отложили заседание на 21 января. Ему грозит до 15 суток ареста. Сам Вахапов и его близкие не исключают, что давление может быть связано с его правозащитной деятельностью.

Суть претензий к Руслану Вахапову состоит в том, что он живет не по тому адресу, который определил суд в решении о надзоре. Как поясняет бывший заключенный, суд предписал ему жить в Некрасовском районе области вместе с родственниками, однако он снял квартиру в Ярославле, о чем уведомил полицию. В течение нескольких месяцев после освобождения Вахапов выполнял все требования надзора и регулярно отмечался в участке. По его словам, ситуация обострилась после того, как полиция отказалась выпускать его из области, когда ему нужно было выехать на рабочую конференцию:

Руслан Вахапов

– По решению суда мне запретили выезжать за пределы Ярославской области, наложили на меня обязанность являться четыре раза в месяц на отметку и обязали жить в Ярославской области, хотя я являюсь жителем Краснодарского края, города Армавира, – рассказывает Руслан Вахапов. – Суд обязал меня проживать у моей родственницы, у тещи, но после отсидки и долгого времени необщения не совсем приятно жить там. Пришлось снять квартиру в Ярославле. Я уведомил сотрудников надзорного ведомства, что снимаю жилье и не имею местной регистрации и не могу там прописаться. В этот же день надзорное ведомство приехало меня проверять по месту, где меня обязал суд жить, а именно – в Некрасовском районе, в деревне. Естественно, меня там не нашли. Было сказано, что начальник рассмотрит данное нарушение и примет решение. Сотрудники полиции пытались в присутствии моего адвоката неоднократно вручить мне повестки. Но ничего, в принципе, не последовало. Это все было в ноябре.

Заблокировали мне автомобиль другим автомобилем со спецсигналами и удерживали порядка 1,5 часов

Вчера вечером мне позвонила сотрудница, которая осуществляет надзор, и попросила явиться, чтобы произвести надзорную отметку. Попросила прийти пораньше. Обычно я после работы часов в пять приезжал, чтобы не терять рабочий день. Сейчас попросила приехать к 12. Я иду навстречу: надо – значит надо. Я приехал к 12, с женой, отметиться. Вместо этого меня попытались сначала опросить – я отказался, сказал, что без адвоката объяснений никаких давать не буду, после чего сотрудник полиции позвонил по телефону и дал приказ меня из РОВД не выпускать. Я задал вопрос, задержание ли это? – "Нет, мы вас не задерживаем". Я говорю: "Тогда на каком основании вы меня не выпускаете? Отметка произведена..." Ну, и тому подобное. Потом я вышел в коридор, вышел на улицу, сел в машину. Подбежал сотрудник полиции: "Пройдите в отдел!" Я говорю: "Я никуда не пойду. Повестка, протокол задержания – хоть что-то дайте мне, на основании чего". Внятных объяснений никто не может дать. Заблокировали мне автомобиль другим автомобилем со спецсигналами и удерживали порядка 1,5 часов.

Задержание Руслана Вахапова

Я поговорил с адвокатом по телефону, сделал сообщение в прокуратуру, в полицию, после этого покинул автомобиль и по просьбе сотрудников прошел в отделение, откуда меня вывели потом под конвоем из 3-4 человек, посадили в автомобиль со спецсигналами и доставили в мировой суд. Там произошло рассмотрение протокола об административном нарушении 19.24.1 "Нарушение правил надзора". Судья выслушала мое ходатайство о том, чтобы дать мне время предъявить доказательства и обеспечить явку адвоката. Заседание перенесли на 21 января. С этим мы уехали домой. И только ради этого меня 2,5 часа удерживали, блокировали машинами, как преступника какого-то.

– Я правильно понимаю, что после освобождения летом вы каждый месяц отмечались в этой инспекции, и ни у кого никаких претензий к вам не возникало из-за того, что место регистрации не совпадало с местом жительства?

Сегодня 15 суток, завтра 15 суток, а послезавтра мне дадут полгода ареста за то, что сотрудники полиции противодействуют моему возвращению к нормальной жизни

– Я четыре раза в месяц каждую неделю в среду приезжал отмечаться. Я устроился на работу, я зэк, я вышел из тюрьмы, устроился на работу, и у нас пошла конфликтная ситуация с сотрудниками полиции, потому что меня отказались выпускать за пределы области по моим рабочим делам. У нас, например, есть конференции обучающие, и меня отказались выпустить. Идти на нарушение надзора – это все равно что получить 15 суток. Сегодня 15 суток, завтра 15 суток, а послезавтра мне дадут полгода ареста за то, что сотрудники полиции противодействуют моему возвращению к нормальной жизни, социализации. То есть они сами себе противоречат. Что они от меня хотят? Посадить меня обратно в тюрьму? Ну, пускай сажают только за надзор. Я гражданин Российской Федерации, я выполняю законные требования, пожалуйста, нужно являться – я готов являться. Нет у меня здесь прописки, ну, негде мне прописаться в Ярославской области. Я же не виноват, что меня Рыбинский районный суд обязал жить у тещи, с которой я общаюсь – здравствуйте, добрый день, до свидания, она у меня хорошая женщина, все, но теща есть теща. Я снимаю квартиру, я живу в городе. После 10, как положено, я сижу дома, меня нигде не задерживали пьяным, я не дерусь ни с кем, я не совершаю других каких-то правонарушений, у меня нет даже штрафов по ГАИ. Я нашел работу, я работаю, только дайте мне возможность работать! А получается так, что сотрудники полиции делают все, чтобы человек обратно уехал в колонию. Либо это приказ откуда-то за мою точку зрения по вопросам деятельности сотрудников ФСИН, может быть, давление какое-то.

Колония №1 Ярославля, о пытках в которой рассказали Руслан Вахапов, Иван Непомнящих и Евгений Макаров

– Вы считаете, что это может быть связано с тем, что вы работаете в "Руси сидящей", рассказываете о нарушениях в колонии, помогаете людям?

– Уверенным в этом я не могу быть. Я сам в себе не уверен, меня приучила к этому наша жизнь. Я 5,5 лет был ни в чем не уверен. Поэтому дать руку на отсечение, что именно из-за этого, я не могу. Но то, что это такие попытки, как вот шакал огрызается, это видно.

– То есть припугнуть как-то.

– Не то что даже припугнуть, они меня ничем не испугают. Они меня 5,5 лет лупили, били, голодом морили, прокуратура пугала каждый день и через день, за каждое обращение готовы были сослать меня куда угодно. Сейчас, даже если меня посадят еще на полгода, меня этим не испугать. А убить могут только один раз, и что они этим добьются? Да ничего не добьются. Лично меня этим не запугать, я этого не боюсь, я умер еще 5,5 лет назад, когда меня туда посадили.

В 2012 году Руслан Вахапов был осужден на 7,5 лет строгого режима за развратные действия в отношении несовершеннолетних. По версии следствия, он справлял нужду на обочине дороги, когда рядом находились три девочки. Сам Вахапов утверждал, что не заметил детей. Позднее срок сократили до 5,5 лет общего режима.

Два года назад Руслан Вахапов вместе с двумя другими осужденными ярославской колонии Иваном Непомнящих и Евгением Макаровым впервые публично заявили о пытках в этом исправительном учреждении. Сейчас Руслан Вахапов возглавляет местное отделение правозащитной организации "Русь сидящая". В Фонде "Общественный вердикт" считают, что давление на бывшего заключенного оказывают из-за его правозащитной деятельности, а административный надзор используется как средство для обеспечения нового уголовного дела. Его могут возбудить при неоднократных нарушениях условий надзора.

Наталья Джанполадова

Радио Свобода