Чья этнократия лучше?

Сторонники русской этнократии предлагают свой план "российской губернии" на Северном Кавказе

Североосетинские власти обещают прекратить отток русских из республики, но некоторые сомневаются в действенности и необходимости таких шагов.

На встрече с членами местного славянского национально-культурного общества "Русь" 12 января глава Северной Осетии Вячеслав Битаров пообещал приложить усилия для того, чтобы остановить отток русскоязычного населения из республики. "Исторически так сложилось, что благодаря представителям русского народа осетины как на севере (в Северной Осетии - прим. Кавказ.Реалии), так и на юге (в Южной Осетии - прим. Кавказ.Реалии) смогли выжить и построить свою государственность. Они внесли огромный вклад в развитие экономики, образования и культуры Северной Осетии. И мне бы очень хотелось, чтобы эти традиции продолжались и в современной Осетии" - заявил Битаров на встрече.

По мнению русского общественного активиста, Северная Осетия должна быть не осетинской, а российской территорией. Для этого республика должна быть превращена в российскую губернию для всех граждан РФ.

Несколько иначе видят проблему некоторые русские активисты в Северной Осетии. Ученый-историк и русский активист Сергей Перевалов сказал "Кавказ.Реалии", что при существующем этнократическом осетинском режиме в Северной Осетии русские будут продолжать уезжать. По мнению русского общественного активиста, Северная Осетия должна быть не осетинской, а российской территорией. Для этого республика должна быть превращена в российскую губернию для всех российских граждан, а не только для осетин. Для тех осетин, которые бы хотели иметь территориальную автономию, в перспективе, можно было бы выделить какие-то горные территории, где они могли бы жить так как жили до прихода России на Кавказ.

Согласно Перевалову, права всего населения Северной Осетии, независимо от национальной и религиозной принадлежности, не могут быть защищены, пока сохраняется Республика Северная Осетия-Алания, так как ею управляют "осетинские националисты". Только руководство людей с "россиецентричным" мышлением (на практике, этнических русских) может гарантировать равноправие всех российских граждан на этой территории, согласно этому подходу, популярному среди некоторых русских активистов Северной Осетии и за ее пределами. При этом русские борцы с "этнократиями" фактически предлагают либо открытым текстом, либо в завуалированном виде свою собственную русскую этнократию как наиболее справедливую и правильную, подчеркивая ее наднациональный и общегражданский характер.

"Отток русских снижает толерантность в североосетинском обществе, хотя на ингушей это оказывает мало влияния".

Надо сказать, что Северная Осетия не является беспроблемным регионом с точки зрения межнациональных отношений. К примеру, со времен осетино-ингушского конфликта 1992 года, ингуши в Северной Осетии оказались в изоляции и мало участвуют в общественной жизни республики. Житель ингушской части села Чермен в Северной Осетии, Рустам Погоров рассказал нам, что "отток русских снижает толерантность в североосетинском обществе, хотя на ингушей это оказывает мало влияния". Он считает, что разнообразие народов в республике способствовало бы развитию терпимого отношения к разным культурам.

Взгляд со стороны осетинского населения Северной Осетии часто прямо противоположен позиции русских активистов. Общественный активист из Владикавказа Хетаг Моргоев в разговоре с "Кавказ.Реалии" отметил, что не русскоязычное население, а прежде всего осетинское население покидает Северную Осетию из-за тяжелого финансово-экономического состояния республики. Кроме того, по словам Моргоева, налицо и национальное угнетение осетинского народа в республике, так как до сих пор не принят республиканский закон об осетинском языке и осетинский язык продолжает ущемляется на государственном уровне.

...Налицо и национальное угнетение осетинского народа в республике, так как осетинский язык продолжает ущемляется на государственном уровне.

По данным всесоюзных переписей, пропорция русскоязычного населения Северной Осетии стала снижаться примерно с 1960-х годов. Если по переписи 1959 года русские составляли почти 40% населения республики, то по переписи 1970 года процент русских снизился до 37%. Перепись 1979 года показала уже 34% русских. Согласно последней переписи советского периода в 1989 году доля этнических русских снизилась до 30%, а по данным последней переписи в 2010 году, русские составили около 20% населения Северной Осетии.

Российские политические деятели неоднократно выражали озабоченность снижением количества русских на Северном Кавказе. Однако юридические основания для подобных алармистских заявлений чрезвычайно слабы. Если все граждане Российской Федерации равны между собой вне зависимости от национальной принадлежности, то непонятно почему добровольное переселение одной этнической группы из одного региона в другой является проблемой государственного масштаба. Если же забота об этнических территориях является приоритетом российского государства, то неясно, почему забота проявляется только о самой крупной этнической группе Российской Федерации, в то время как изменения в ареале проживания гораздо более уязвимых этнических групп не интересуют государственные органы страны.