Во вторник парламент Грузии, в котором большинство представляют депутаты правящей партии "Грузинская мечта", приняло в третьем, окончательном чтении спорный закон "О прозрачности внешнего влияния", который часто называют аналогом российского закона об "иностранных агентах". В Тбилиси продолжаются массовые протесты против его принятия, участники которых опасаются, что новый закон закроет стране путь в ЕС и приведет к скатыванию в диктатуру, передает Радио Свобода.
"За" новый закон проголосовали 84 депутата от "Грузинской мечты" (ГМ) и фракции "Сила народа" (СН). 30 депутатов от главной оппозиционной партии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД) и оппозиционной партии "Лело", а также несколько независимых депутатов проголосовали против.
Обсуждение законопроекта в третьем чтении сопровождалось драками между членами парламента.
Во время голосования оппозиционеры скандировали: "Нет русскому закону!" – но это не помешало процедуре.
Евросоюз предупредил Грузию, что принятие закона об "иностранных агентах" помешает стране вступил в блок. Об этом заявил официальный представитель ЕС Питер Стано. Соединенные Штаты, в свою очередь, могут пересмотреть отношения с Тбилиси из-за закона об "иностранных агентах", сказала пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Эксперт независимого информационно-аналитического агентства Nation.ge Давид Авалишвили говорит в интервью Радио Свобода, что сам стиль "продавливания" закона с опорой на "агрессивно-послушное большинство" в парламенте свидетельствует "о нервозности и неуверенности властей в собственных силах". Авалишвили убеждён, что главной мотивацией основателя ГМ миллиардера Бидзины Иванишвили, а также его команды стала "боязнь приближающихся парламентских выборов 26 октября", поскольку они впервые пройдут по полностью пропорциональной системе, а правящая партия, если не наберёт больше 50% голосов, "потеряет всё". Авалишвили напоминает, что набрать больше полвины голосов на выборах в Грузии "очень трудно, практически невозможно" и если прежде "правящей партии помогала частично мажоритарная система выборов", то сейчас "спасательного круга в виде мажоритариев уже не будет" (предыдущие парламентские выборы в стране в 2020 году проходили по смешанной системе: 120 депутатов избиралось по пропорциональной системе, 30 – по мажоритарной в одномандатных округах. Согласно конституционным поправкам, принятым 26 сентября 2017 года, выборы пройдут по пропорциональной системе с 5-процентным барьером для прохода политических партий в парламент. – Прим. РС).
"Власти очень боятся, что неправительственные организации, будут следить за соблюдением всех процедур, будут бороться против использования "административного ресурса" и проводить параллельный подсчёт голосов. Именно поэтому принимается закон, который ослабит гражданское общество и неправительственные организации", – уверен эксперт.
Сразу после голосования, когда спикер Шалва Папуашвили закрыл заседание, депутаты от "ЕНД" и "Лело" заявили, что, поскольку в Грузии "принят русский закон" и "началась русификация страны", они будут бойкотировать заседания законодательного органа и не будут участвовать в заседаниях вплоть до парламентских выборов 26 октября.
Тем временем в политических и экспертных кругах Грузии активно рассуждают о том, насколько новый закон опасен для слабой грузинской демократии.
"Очень опасен, – говорит в беседе с Радио Свобода основатель "Республиканской партии Грузии" в 1979 году, диссидент советской эпохи Давид Бердзенишвили. – У нас перед глазами опыт автократической России, где ещё большее ужесточение режима началось именно после принятия такого закона и всё скатилось в диктатуру", – напоминает он. Тем не менее Бердзенишвили уверен, что нынешние власти Грузии "обязательно потерпят поражение от грузинской молодёжи и демократических сил". "У них это не пройдёт, не получится стигматизировать наше гражданское общество, сузить пространство выборов и построить в Грузии "суверенную демократию". Лукашенко и Януковича в нашей стране не будет", – считает Бердзенишвили.
Депутаты от партии власти почти сразу покинули здание парламента, а на центральном проспекте имени Руставели начались задержания участников продолжающихся протестов: с утра тысячи студентов тбилисских ВУЗов, объявили о бойкоте занятий и весь день протестовали у парламента. Криминальная полиция совместно с частями спецназначения МВД вытеснила их с проспекта, задержав около десяти человек.
В это время в здании государственной канцелярии, рядом с парламентом, проходила встреча между заместителем госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймсом О’Брайеном и премьер-министром Ираклием Кобахидзе. Обсуждался пресловутый закон и применение силы против демонстрантов.
Накануне Кобахидзе сообщил, что О’Брайен изъявил желание встретится с Бидзиной Иванишвили, но "фактический руководитель" Грузии отказался принимать американского дипломата. "На Бидзину Иванишвили уже наложены неформальные санкции", – утверждал грузинский премьер. "Он доверил свои два миллиарда долларов Западу, но эти суммы заморожены по решению глобальной партии войны", – заявил Кобахидзе. Он считает, что эта "партия войны" наказывает Иванишвили за отказ открыть в Грузии "второй фронт против России".
Оппозиция ожидает, что Запад не ограничится лишь осуждением действий грузинских властей и прибегнет к персональным санкциям.
"Иванишвили должен почувствовать боль", – сказал журналистам один из лидеров оппозиции, сопредседатель партии "Ахали" Ника Гварамия. Гварамия считает необходимым ввести визовые и финансовые санкции против Иванишвили и членов его семьи. Кроме того, оппозиция настаивает на том, чтобы ЕС и США наложили санкции на всех 84 депутатов от "Грузинской мечты" и их родственников, чтобы те не имели возможность "свободно ездить в Европу и США". "Дети большинства из них живут и учатся на Западе. При этом они принимают так называемый "закон", направленный против наших западных союзников", – не скрывает возмущения депутат "Лело" Анна Нацвлишвили.
Независимые эксперты также обращают внимание на противоречивость позиции правящей партии. Как отмечает в интервью Радио Свобода бывший ректор тбилисской дипломатической академии Иосиф Цинцадзе, с одной стороны "Грузинская мечта" несколько лет назад инициировала поправки в Конституцию, согласно которым цель Грузии – "вступление в ЕС и НАТО", но с другой – "ведет себя так, будто это не мы просим ЕС принять нас в свои ряды, а наоборот".
После принятия закона в окончательном, третьем чтении противникам "русского закона" остаётся лишь ожидать вето президента. Глава государства, Саломе Зурабишвили обещала, что воспользуется этим правом и ветирует закон в ближайшие дни, но спикер парламента Шалва Папуашвили предупредил, что парламентское большинство преодолеет вето до конца мая (в Грузии для этого достаточно простого большинства голосов депутатов).
Именно поэтому, как отметила бывший посол Грузии при ЕС Саломе Самадашвили, грузинская оппозиция настаивает на жёстких мерах в отношении депутатов и министров "партии власти" ещё до голосования по преодолению вето президента.
Бывший государственный министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили, занимавший этот пост в правительстве "Грузинской мечты" в 2012–2016 годах, сказал в интервью Радио Свобода, что санкции "обязательно будут", причём еще до парламентских выборов 26 октября.
"Скорее всего, это будут персональные санкции. Возможно, даже против самого Бидзины Иванишвили", – предположил Закареишвили. По его словам, более широкие санкции, в том числе касающиеся статуса Грузии как кандидата в члены ЕС, последуют после выборов 26 октября, если эти выборы будут нечестными и несправедливыми. Закареишвили ожидает быстрого реагирования со стороны США в большей степени, чем со стороны ЕС: "Америка более консолидирована в этом смысле и способна быстрее принимать решения, тогда как в ЕС очень сложная бюрократическая структура", – напомнил Паата Закареишвили. Он скептически отнёсся к предложению ввести санкции персонально против депутатов, проголосовавших за антидемократический закон. "Когда ввели санкции против некоторых российских депутатов, те подали в суд, и рассмотрение затянулось, поэтому относительно конкретных депутатов будут проводится тщательные проверки", – подытожил бывший государственный министр.
Принятие закона в "российском стиле" в Грузии приводит к важным изменениям на политическом ландшафте и консолидирует оппозиционные силы. Об этом вечером во вторник заявил лидер партии "Лело", бизнесмен Мамука Хазарадзе. Он не исключил создания "Единой оппозиционной платформы" с участием президента Саломе Зурабишвили. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетний срок заключения по обвинению в превышении служебных полномочий, вновь призвал оппозицию выступить в ходе предстоящих выборов "единым избирательным списком" и предварительно договориться об общих кандидатурах президента, спикера парламента, премьер-министра и генерального прокурора.
- Глава Чечни Рамзан Кадыров пытается усилить присутствие в грузинском Панкиси. Этой весной в ущелье разгорелся громкий скандал после назначения нового имама одной из мечетей. Местные жители называют Тахира Дуишвили "агентом Кадырова": к блогерам попали голосовые сообщения имама, в которых он благодарит за помощь правительство Чечни и обещает научить молодых людей "правильному пониманию ислама".
- В январе в тбилисской галерее Caucasus Culture Exchange открылась выставка проекта "Символ свободы". Экспозиция представляет собой сборник анимированных историй подопечных правозащитной группы "Марем". Все девушки, которые согласились участвовать в проекте, бежали из северокавказских республик, чтобы защитить себя и своих детей от домашнего насилия, насильственных браков и от невозможности распоряжаться собственной жизнью.