Репатрианты поневоле

Мнения северокавказских черкесов по поводу желания потомков мухаджиров переехать на Северный Кавказ разделились

В Адыгее готовятся к празднованию Дня репатрианта, который ежегодно отмечается в республике 1 августа.

В беседе с “Кавказ.Реалии” руководитель комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Шхалахов отметил, что сейчас в Адыгее проживает в общем более 2000 черкесов, вернувшихся на родину. Это примерные данные, так как некоторые покидают республику, уезжая для проживания в другие страны, отмечает он. Из числа сирийских черкесов, которые переехали в Адыгею после начала войны в Сирии проживает порядка 880 человек, плюс-минус 50 человек, которые имеют российские паспорта, отмечает Аскер Шхалахов. По студенческим визам в Адыгее сейчас учатся на бюджетной основе 17 черкесов из Сирии. Еще 30 студентов имеют регистрацию временного проживания. Некоторые из них по упрощенной схеме получили российские паспорта, рассказал руководитель комитета.

В интервью с “Кавказ.Реалии” черкесский общественник, руководитель “Адыгэ Хасэ” в Краснодарском крае Аскер Сохт отметил, что репатриация – это сложный социальный процесс, на который влияет множество факторов. Хотя поток черкесов в Адыгею продолжается, но массовой миграции не наблюдается, считает общественник. “Слишком радикальные изменения требует жизнь в России. Язык, иная экономика, уровень жизни. Все иное. И с чего им бросать свои страны? Разве евреи, армяне, ирландцы, немцы стекаются в свои страны? В 21 веке иные приоритеты” - считает черкесский общественник, добавляя, что более привлекательны для них Европа и США. Относительно сирийских черкесов Аскер Сохт считает, что они в массе своей связывают перспективы с Сирией, а те, кто желает, потихоньку едет, но таких мало.

Аскер Шхалахов отметил, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение о том, что многие черкесы не хотят переезжать жить на Кавказ. “Люди как думают: вот война идет, купил билеты и уехал, да? Но это ведь не совсем так. Кто-то где-то работает, у кого-то, допустим, осталось год-два до пенсии, чьи-то дети учатся, у кого-то лежачие родители, смешанные браки и так далее. Тут не один фактор, поэтому взяться и приехать жить не так-то и просто. В первое время многие ринулись сюда, а потом уехали к основавшимся в других европейских странах родственникам. У каждого еще есть, в первую очередь, личные интересы”, - говорит Шхалахов.

В ауле Мафахабль в Адыгее проживает сейчас около 50 семей-репатриантов. В основном, это черкесы, вернувшиеся в республику в 1998 году из Косово из-за войны. Население аула с каждым годом увеличивается, в основном, за счет черкесов из Сирии, где до сих пор продолжаются военные действия, отмечает глава поселения Мухамед Хасани в интервью с “Кавказ.Реалии”.

Хасани, который сам является переселенцем из Косово, считает, что все черкесы стремятся на Северный Кавказ и каждому желающему вернуться на родину черкесу, например, из Сирии, помогают и власть, и общественность.

По данным комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, для переселенцев в Мафахабле местные власти выделили 88 земельных участка, на которых самостоятельно смогли пока поселиться 4 человека. В одном из шапсугских аулов республики, Панахесе выделено 40 участков, на 18 из которых уже построились репатрианты и живут. В Майкопе 13 сирийских черкесов самостоятельно приобрели квартиры.

На данный момент отсутствует специальная государственная программа для помощи репатриантам с жильем и обустройством на исторической родине.