Протесты против мобилизации, бунт в колонии, побеги от семейного насилия, давление на активистов и преследование историка – редакция Кавказ.Реалии вспоминает самые громкие события 2022 года в Дагестане.
Потери в войне
Уроженец Дагестана стал первым официально признанным убитым российским военнослужащим после начала полномасштабного вторжения России в Украину – о смерти 25-летнего лейтенанта Нурмагомеда Гаджимагомедова 27 февраля сообщил в своем инстаграм-аккаунте глава республики Сергей Меликов.
Гаджимагомедову присвоили звание Героя России, а фраза Владимира Путина "Я лакец, я дагестанец, я чеченец…" стала использоваться в российской пропаганде: портреты убитого появились на зданиях госучреждений и использовались в провластных митингах.
За 300 дней войны в Украине убили не менее 370 уроженцев Дагестана
По данным редакции Кавказ.Реалии, за 300 дней войны в Украине убили не менее 370 уроженцев Дагестана. Эта цифра может быть на самом деле гораздо выше: из-за отсутствия публичной информации о потерях количество погибших можно сосчитать только по сообщениям районных администраций и извещениям родственников о похоронах.
Как сообщала "Медиазона", из всех российских регионов Дагестан несет в войне с Украиной самые крупные потери. Эксперты объясняют это большим процентным соотношением дагестанцев, участвующих в конфликте. По их словам, уроженцы республики идут на войну из-за отсутствия социальных лифтов, неблагополучного материального положения и безработицы.
Читайте также Больше, чем в Афгане. Почему Дагестан лидирует по потерям в Украине?Протесты против мобилизации
Дагестан активно участвовал в акциях против объявленной 21 сентября мобилизации. Они начались с того, что жители Бабаюртовского района перекрыли федеральную трассу. В мессенджерах распространилось видео, на котором сотрудница местного призывного пункта пыталась устыдить недовольных мобилизацией мужчин за их нежелание "защищать родину", а те отвечали, что не понимают, за что они должны воевать.
В последующие дни массовые протесты прошли в Хасавюртовском районе, где местные жители также перекрыли движение по федеральной трассе. 25 сентября в Махачкале на митинг с лозунгами "Нет войне!" и "Нет мобилизации!" вышли женщины. На следующий день в дагестанской столице состоялся еще один митинг, участников которого задерживали с применением силы.
После двух дней протестов в Советский районный суд Махачкалы поступило 279 административных дел по статье о нарушении порядка проведения публичных мероприятий. В отношении задержанных возбудили 30 уголовных дел о применении насилия к представителям власти.
Во время протестов против мобилизации силовики задержали и пятерых журналистов
Во время протестов силовики задержали и пятерых журналистов. Двоих из них, корреспондента местного издания "Новое дело" Идриса Юсупова и главреда телеграм-канала RusNews Сергея Айнбиндера, отпустили без составления протоколов.
Журналиста Мурада Мурадова привлекли к ответственности за участие в несанкционированном митинге. По этой же административной статье на пять суток арестовали фрилансера русской службы Радио Свобода Юлию Вишневецкую. На освещавшего митинг независимого журналиста Владимира Севриновского составили протокол о мелком хулиганстве и также продержали пять суток в СИЗО. Позже он доказал свою невиновность.
Бунт уроженцев Дагестана в колонии
В начале августа двое заключенных колонии №2 Калмыкии из Дагестана Дауд Курмагомедов и Магомед Атимагомедов напали на ее сотрудников. Один работник исправительного учреждения умер, семеро получили ранения.
Напавшие жаловались на систематическое притеснение по религиозному признаку. Они утверждали, что после нападения подверглись жестоким пыткам. Атимагомедов сообщал также о насильственных действиях сексуального характера, после чего по этому факту возбудили уголовное дело.
Изначально о пытках в колонии заявляли еще восемь человек, но позже они отказались от показаний. По мнению адвоката Атимагомедова Азы Алиевой, следствие не настроено расследовать дело о пытках в калмыцкой колонии, а на отказавшихся от своих слов осужденных может оказываться давление, так как они остаются в спецучреждениях.
Читайте также "Намазные коврики просто выкидывали". Что привело к нападению на сотрудников ИК-2 в Калмыкии?Сбежавшие от насилия
29 октября четыре сестры из Дагестана покинули Россию, сообщив о систематическом домашнем насилии. Они утверждают, что их избивали, не выпускали из дома, запрещали учиться, а одну из них собирались выдать замуж за двоюродного брата. Кроме того, все сестры подверглись в детстве женскому обрезанию – калечащей операции на половых органах.
Российские пограничники на пропускном пункте "Верхний Ларс" 11 часов удерживали сестёр, сообщив родственникам их местонахождение. Лишь после того, как девушки написали заявление в полицию на членов своей семьи, их выпустили в Грузию. Сестры откладывали свой побег два года, ожидая, когда младшей из них исполнится 18 лет. Сейчас они находятся в безопасности.
Читайте также "Нас заберут, нас убьют": история сбежавших от насилия сестер из ДагестанаЛетом уроженка Дагестана Патимат Идрисова из села Кироваул Кизилюртовского района республики рассказала, что подверглась домашнему насилию, принудительному лечению, а также была похищена родственниками. Она была вынуждена покинуть Россию.
В конце декабря за два выстрела в супругу житель Дагестана отделался условным сроком
В конце декабря за два выстрела в супругу житель Дагестана отделался условным сроком. Городской суд Дербента признал Насруллу Абдуллаева виновным в причинении вреда средней тяжести и незаконном хранении револьвера. По каждой из статей Абдуллаеву грозило до пяти лет лишения свободы, но суд назначил ему два с половиной года условно.
9 декабря в больнице села Доргели Карабудахкентского района Дагестана умерла 21-летняя девушка, поступившая туда с множественными ножевыми ранениями. В ее убийстве подозревается 21-летний супруг.
В октябре Верховный суд Дагестана отменил обвинительный приговор и освободил от наказания пенсионера МВД Тагира Велагаева по делу об убийстве бывшей супруги.
В то же время Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобам 17 россиян, пострадавших от домашнего насилия. Среди них – жительница Дагестана Гулли Казанбиева. Ее супруг сломал ей предплечье и челюсть.
Пикеты в Махачкале
Весь год в дагестанской столице по понедельникам проходили инициированные газетой "Черновик" пикеты в поддержку политзаключенного журналиста Абдулмумина Гаджиева. Его обвиняют по террористическим статьям. На месте проведения пикетов каждый раз дежурят сотрудники правоохранительных органов, которые просят объяснить цели и задачи акции и требуют проехать в отдел. Несколько раз в этом году участников пикета доставляли в полицию "для дачи объяснений".
Читайте также Путаница и отказ от показаний: что происходит в деле дагестанского журналиста ГаджиеваПрошлой зимой с пикетом на центральную площадь Махачкалы против преследования критиков властей выходил активист Руслан Магомедов. Он требовал свободы российскому оппозиционеру Алексею Навальному. В результате полицейские задержали активиста на два дня и составили в его отношении протокол о мелком хулиганстве.
Одновременно с Магомедовым задержали и бывшего координатора штаба Навального в Махачкале Эдуарда Атаева, который в этом году регулярно выходил на пикеты с плакатами против коррупции в его родном Хасавюртовском районе.
Доносы, обыски, задержания
Позже у Атаева провели дома обыск, во время которого нашли гранату. По словам активиста, оружие ему подбросили. После задержания на оппозиционера завели дело по статье о хранении взрывчатки, однако позднее добавили и обвинение в хранении наркотиков. Атаев утверждал в суде, что никогда не употреблял марихуану и не имел ее дома. Дело активиста сейчас рассматривает Хасавюртовский районный суд, а сам он по-прежнему находится в СИЗО.
Читайте также "Неудобный правдоруб". Причины и последствия ареста дагестанского активистаАктивист связывал свое преследование с тем, что пикетировал в Москве с плакатом в поддержку политзаключенных и против "кадыровизации" Чечни и России
В незаконном хранении наркотиков и оружия обвинили и жителя Дагестана Абдулкадира Исаева, который ранее выходил на пикеты в поддержку политзаключенных. Во время задержания Исаев успел сообщить, что наркотики и гранату ему подкинули. Активист связывал свое преследование с тем, что пикетировал в Москве с плакатом в поддержку политзаключенных и против "кадыровизации" Чечни и России. Также он проводил пикеты в Махачкале, требуя свободы Алексею Навальному.
О давлении властей в этом году сообщил и дагестанский историк, исследователь Кавказской войны Хаджи-Мурад Доного. В конце ноября в его доме прошел обыск, в ходе которого силовики изъяли у него гаджеты с черновиками новых книг и научных статей.
Деятельность ученого привлекла внимание правоохранителей после доноса "Ассоциации ветеранов сил специального назначения". Организация обвинила Доного в национализме и деятельности, направленной на "обострение межнациональных отношений и ослабление государства в интересах зарубежных врагов России". После доноса его уволили с должности заместителя директора Национального музея Дагестана.
Читайте также Ворвались с обыском. Дагестанский историк – о давлении властейНесвобода слова
В минувшем году дагестанская газета "Черновик" прекратила выпуск печатной версии, заявив о давлении властей. После начала войны с Украиной руководителей издания дважды привлекали к ответственности по "дискредитирующей" статье.
Сначала учредителя газеты Магди Камалова оштрафовали на 100 тысяч рублей за репост текста из телеграм-канала бывшего сепаратиста "ДНР" Игоря Стрелкова (Гиркина). В публикации анализировались действия подразделений, переброшенных из Чечни в Украину.
Затем на 60 тысяч оштрафовали главного редактора "Черновика" Маирбека Агаева за перепечатку на сайте публикации "Новой газеты", несмотря на то что, согласно закону "О СМИ", издания не несут ответственности за дословное воспроизведение материалов других медиа.
"Черновик" поменял несколько типографий внутри республики, пытался наладить выпуск в Ставрополе, Ростове-на-Дону, но потом и там отказывались печатать газету. Как заявила редакция, типографиям угрожают уголовными делами. Инициатором давления, по словам Камалова, является глава Дагестана Сергей Меликов. Последний эти заявления не комментировал.