Пропаганда языкового превосходства

Президент России Владимир Путин и глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин (архивное фото)

Призывы к утверждению русского языка в качестве единственного в российских школах антиконституционны, говорят эксперты

Два российских сенатора при принятии законопроекта о родных языках выступили с заявлениями о необходимости образования на одном языке. Борис Невзоров, представляющий в Совете Федерации Камчатский край, заявил, что основные предметы в школе должны преподаваться на одном языке. А его коллега из Липецкой области Максим Кавджарадзе добавил, что этим одним языком должен быть русский, и необходимо это, чтобы не нарушать целостность страны.

"Idel.Реалии" опросили специалистов о законности таких высказываний. Заявления законодателей не встретили понимания среди экспертов. Так, Константин Боровой, депутат государственной думы 2-го созыва (1995-2000 г.), считает, что закон нарушает права народов России.

— Это безусловно дискриминация. Дискриминация, которая разваливает Федерацию. Она противоречит основополагающим принципам устройства федеративного государства, записанного в Конституции. Кремль пытается превратить Россию в унитарное государство. То есть уже превратил, конечно. И языковой инструмент — самый главный. То, что они занялись вопросом языка — это то, что Сталин делал в свое время. Язык становится репрессивным инструментом, который подавляет или может подавить национальное самосознание. Это преступление против законов Российской Федерации, — говорит экс-депутат.

По его словам, Москва пытается реконструировать Россию по типу империи. Имперская политика, милитаризм, экспансионизм, как он отмечает, являются признаками не только Советского союза. Эти черты, по мнению Борового, возникают при распаде любой империи.

— Россия — многонациональное государство. Вопрос языка — это политический вопрос для сегодняшнего Кремля, вопрос управляемости. Преодоление влияния национальных элит очень существенное, потому что Кремль рассматривает их как опасность. Повторяется история, которая уже была в Советском союзе. Когда делалось все возможное, чтобы сохранить влияние центра на регионы. Первый секретарь — местный, а второй обязательно — русский, — заявляет он.

По словам Борового, "все эти дискриминационные меры приближают начало дезинтеграции России".

В словах сенаторов юрист Заур Дыдымов усматривает пропаганду языкового превосходства и дискриминацию по национальному признаку.

— Запрещенное Конституцией РФ действие, направленное на подрыв основ конституционного строя, — так юрист характеризует слова законодателей.

Дыдымов как и Боровой напоминает преамбулу Конституции России, в которой говорится о "многонациональном народе". Он считает, что в действиях сенаторов есть признаки возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, которое предусматривает наказание по ст. 282 УК РФ.

Со своим российским коллегой солидарен и известный британский юрист, профессор права и эксперт по России Билл Бауринг. Он также отмечает, что заявления сенаторов противоречат положениям Конституции России.

— Во-первых, это неконституционные заявления. Во-вторых, Конституция России предусматривает гарантии для республик. Без внесения изменений в Основной закон все эти языковые меры незаконны, — говорит Бауринг.

По его мнению, депутаты от республик, которые также поддержали внесение изменений в языковое законодательство, просто следовали заданной генеральной линии Москвы. Он также отмечает, что возможность добровольного изучения языков меньшинств приведет к постепенному сокращению носителей этих языков.

Юрист считает, что по поводу вносимых изменений можно судиться. По его словам, вопрос должен рассматриваться в Конституционном суде. Кроме того, Бауринг напоминает, что Россия является участницей Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. И линию защиты, как признается он, можно выстраивать на защите языковых прав и нарушении положений конвенции.

По вопросу обязательности изучения татарского языка всеми жителями Татарстана уже был прецедент в Конституционном суде РФ. Житель республики Сергей Хапугин подавал судебный иск в защиту права своего сына. В частности, отец школьника был не согласен с обязательным изучением татарского языка и со слишком большими, по его мнению, объемами, в которых Минобразования утвердило изучение татарского для школ, где преподавание ведется на русском. Суд Хапугин проиграл дважды — в Вахитовском районном и в Конституционном суде РФ.

Однако подобное решение Конституционного суда России не помешало федеральному центру инициировать прокурорские проверки в соответствии с заявлениями президента России.

С подходом Владимира Путина не очень согласны не только языковые активисты и юристы, но и члены президентского Совета по правам человека. По мнению ​ Аниты Соболевой, председателя постоянной комиссии по культурным правам, образованию и науке при Совете, данное законодательное предложение подрывает межнациональный мир, ставит под удар сохранение языков народов России, снижает уровень гарантий конституционного права на пользование родным языком (ст. 26), а также сводит на нет провозглашенное статьей 68 Конституции право республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки.

Рамазан Алпаут

"Idel.Реалии"