Призрак чеченской государственности

"Этот день рядовые чеченцы не считают каким-то знаменательным"

День, которого нет в умах и сердцах, но есть в устах чиновников

В 1957 г., как известно, чеченцам и ингушам разрешили вернуться из депортации. Мало кто помнит, что этому решению предвещали активные действия Зиявди Мальсагова, чеченца, который написал и вручил Хрущеву обращение, в котором опровергал обвинения в адрес своего народа. Сын Зиявди, Владимир Мальсагов рассказал "Кавказ.Реалии" о тех малоизвестных страницах чеченской истории. "Отец написал обстоятельное, но по возможности краткое обращение к Хрущеву и написал его только от своего имени, ведь все еще не вытравили из своей души страх сталинских времен, а потому боялись быть обвиненными в групповом заговоре", - отмечает Владимир.

Для того, чтобы вручить обращение Хрущеву и избежать обвинений в попытке покушения, Мальсагов взял с собой своего еще грудного сына. "Вот настал день, когда Хрущев прибыл в Алма-Ату, но чтобы приблизится к нему, необходимо было преодолеть толпу "присосавшихся" партократов Казахстана и самое главное, охрану из "девятки" КГБ, да и в сам театр, “простым смертным" попасть было невозможно. Отец все же, через знакомых в ЦК КП Казахской ССР, достал пригласительный билет, но если пойти напропалую к Хрущёву, то задержат, а то и застрелят, приняв за покушение. И поэтому он решил взять меня, еще даже не годовалого, на руки, чтобы и мысли даже не возникло ни у кого о дурных намерениях", - отмечает сын Мальсагова.

Собственно, эти события стали предвестником того, в честь чего сегодня в Чечне отмечают праздник. ​

Как известно, в Чеченской Республике сегодня День восстановления государственности чеченского народа. Со дня издания Указов ПВС СССР и РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР, упразднённой в 1944 году в связи с депортацией чеченского и ингушского народов, прошло 60 лет. Глава Чечни Рамзан Кадыров отметил эту дату на своей странице в инстаграме комментарием.

"Эту дату мы отмечаем как День восстановления государственности чеченского народа. Чеченский народ пережил трагические годы, провёл много лет в Сибири и Средней Азии. За это время были разрушены наши родные жилища, сожжены архивы, стёрты с лица земли кладбища, превращены в развалины мечети", - написал глава Чечни.

Высказываясь о трагической истории чеченцев за последний век, Рамзан Кадыров особо подчеркнул то, что народ из-за депортации оказался бесправным и что процесс реабилитации затянулся на многие десятилетия. Между тем глава республики акцентировал внимание на том, что все решения сталинских властей по депортации чеченцев и других народов признаны незаконными.

Говоря о важной дате, Рамзан Кадыров не ограничился вопросом депортации чеченского народа.

"К сожалению, через несколько десятилетий народная трагедия повторилась. Международные террористы, безответственные местные политики и лжепатриоты развязали военные действия, поставившие нацию на грань полного уничтожения", - заявил Кадыров.

"К сожалению, через несколько десятилетий народная трагедия повторилась. Международные террористы, безответственные местные политики и лжепатриоты развязали военные действия, поставившие нацию на грань полного уничтожения", - заявил Кадыров.

По мнению главы Чечни, вопрос восстановления государственности решен, так как "сегодня Чеченская Республика имеет свою реальную государственность в составе Российской Федерации". При этом глава региона подытожил свой постинг оптимистично, отметив, что "Чеченская Республика ускоренными темпами развивается, является самой стабильной территорией".

В свою очередь, Ахмед Гисаев, президент Human Rights Analysis Center в Осло, рассказал «Кавказ.Реалии», что не очень понимает, о какой государственности идет речь. По мнению эксперта, этот день рядовые чеченцы не считают каким-то знаменательным. "Интересно, что это за "государственность", которую восстановили и о чём я не знаю", - вопрошает наблюдатель. Гисаев также дал оценку историческим событиям, которые стали основой для учреждения памятного дня. "Так это не называется восстановлением государственности, это скорее попытка узаконивания рабства в тюрьме народов под названием Царская Россия-СССР- РФ", - сказал правозащитник.

"Так это не называется восстановлением государственности, это скорее попытка узаконивания рабства в тюрьме народов под названием Царская Россия-СССР- РФ", - сказал правозащитник.

При этом Гисаев считает, что для восстановления государственности необходимо не очень многое. "Чтобы чеченцы действительно восстановили свою государственность, необходимо, чтобы российские войска, полиция, спецслужбы со своим насилием, садизмом в отношении к гражданскому населению покинули Чечню - больше чеченцам ничего не нужно! И оставили решать свою судьбу самим чеченцам", - отметил он. Он уверен, что навязывание российских порядков в регионе не дают решить вопрос чеченской государственности. "Я считаю, что от России идёт один негатив в Чечне, только насилие и дикость. Варварство, убийство людей, сожжение домов, похищения и пытки. Всё это делает Россия в Чечне", - резюмирует Гисаев.

Говоря о государственности, кроме политических институтов обычно вспоминают и символы государственности, например, язык. Чеченский язык является государственным в республике. На нем функционируют круглосуточный телеканал, радиостанции, он преподается во всех учебных заведениях. Однако в Чечне в отличие от, например, Татарстана, нет учебных заведений, в которых преподавание всех предметов велось бы на региональном языке, здесь эту роль выполняет исключительно русский язык. Видимо, поэтому чеченцы владеют родным языком часто на бытовом уровне, при этом не умея писать и читать на родном, не владея профессиональной лексикой.

Доцента РГГУ Сергея Маркедонова не очень пугает отсутствие прогресса в языковом вопросе. "Язык в этом вопросе далеко не самое главное. В политике вопросы статуса и политического влияния значат намного больше, чем культура или фольклорные традиции", - говорит эксперт. Сложно согласиться с таким утверждением, учитывая мировой и российский опыт, например, в пока еще испанской Каталонии или Тывы, которую российские власти ни раз относили к сложным регионам в этническом плане.

"Сам народ Чечни рассматривается сегодня как авангард России и Путина. В данном случае я про официальный взгляд. Под государственностью, скорее всего, понимается особый статус Чечни, особая роль ее лидера в российской политике, которая выходит за рамки регионального уровня. Какой еще губернатор столь активен на федеральной арене и даже на международной", - заявил Маркедонов.

Вопрос государственности – это также вопрос эффективного функционирования судебной системы. В этой связи следует отметить то, что дел в ЕСПЧ, связанных непосредственно с Чечней, стало меньше. Однако Билл Бауринг, юрист, ведущий дела в ЕСПЧ, эксперт по правам человека при Совете Европы, структурах Европейского союза, ОБСЕ и ООН, заявляет, что сокращение судебных тяжб, связанных с регионом, имеет немного другие причины.

"Нынче в Страсбурге гораздо меньше дел, имеющих отношение к Чечне. Но эта тенденция наблюдается еще со времен начала второй чеченской кампании, особенно с момента прихода к власти Рамзана Кадырова и убийства нашего коллеги Натальи Эстемировой. Люди боятся последствий для себя и своих родственников, в том числе выступать в качестве свидетелей в делах", - отмечает юрист.