Приговор подравшемуся с ОМОНОМ студенту из Чечни, исчезновение братьев-геев из СИЗО в Грозном, судьба похищенной чеченки Халимат Тарамовой, обида дагестанского имама на комментарий в Сети и ответ Хабиба Нурмагомедова бойцу "Ахмата" Чимаеву – об этом в новом выпуске подкаста Кавказ.Реалии о главных событиях на Северном Кавказе за неделю.
Your browser doesn’t support HTML5
Пять лет колонии для подравшегося с ОМОНом чеченца
Главная новость недели – вынесение приговора студенту из Чечни Сайд-Мухаммаду Джумаеву. 23 января этого года на московском митинге в поддержку уже арестованного на тот момент российского оппозиционера Алексея Навального Джумаев в одиночку вступил в рукопашный бой сразу с несколькими бойцами ОМОНа. Видео драки, на котором молодой человек голыми руками (и ногами) противостоит группе вооруженных дубинками полицейских в шлемах и бронежилетах, широко разошлось в социальных сетях.
В какой-то момент даже показалось, что Джумаев стал символом протеста. Сам он исчез, ему заочно предъявили обвинение в применении насилия к сотрудникам правоохранительных органов. В это же время, видимо, тоже восхитившись бойцовскими талантами молодого человека, за Джумаева попытались вступиться в Чечне. Депутат Госдумы от республики Адам Делимханов открыто пообещал "решить вопрос" (то есть "отмазать") студента от уголовной ответственности, но при одном условии: он должен заявить, что не разделяет оппозиционные взгляды.
Джумаев, как выяснилось позднее, в это время бежал через лес в сторону латвийской границы. Его задержали сотрудники ФСБ, однако на сделку с чеченским депутатом он все равно не пошел. Как заявил потом Делимханов, глава Чечни Рамзан Кадыров был готов принять "все меры" с целью "смягчить участь" подравшегося студента, но тот "избрал иной путь". По утверждению чеченского депутата, на Джумаева якобы плохо повлияло то, что он рос без отца "на чужбине" – так парламентарий назвал Россию.
Проверку о возможном давлении на следствие из Грозного, естественно, никто не проводил, а Сайд-Мухаммаду через несколько месяцев запросили пять лет колонии. На тот момент его дело рассматривалось в особом порядке, то есть без исследования доказательств. Однако весной судья решил возобновить разбирательство уже в общем порядке. В итоге 18 августа государственное обвинение потребовало приговорить Джумаева к шести годам лишения свободы.
Суд приговорил молодого человека к пяти годам колонии общего режима. Его адвокат заявил, что это решение будет обжаловано.
Исчезновение братьев-геев из СИЗО в Грозном
В самой Чечне тем временем из следственного изолятора в Грозном исчезли похищенные ранее братья-геи Исмаил Исаев и Салах Магамадов. Такое предположение высказали правозащитники "Российской ЛГБТ-сети" после того, как к молодым людям отказались пускать их адвоката.
Исаев и Магамадов – бывшие модераторы оппозиционного чеченского телеграм-канала. В начале этого года они бежали из Чечни и собирались покинуть Россию. Однако в феврале братьев силой вывезли из Нижнего Новгорода. Их похищению потворствовали российские полицейские. В итоге подростков вернули обратно на родину и обвинили в пособничестве боевикам. Исмаил и Салах заявляли о пытках, а правозащитники неоднократно выражали опасения за их жизни.
Недопуск к братьям адвоката в грозненском СИЗО-1 объясняют тем, что их якобы перевели на карантин из-за коронавируса. Однако защитник сомневается в достоверности этих доводов. Он заявил, что до суда Исаев и Магамадов находились в одиночных камерах, то есть и так были изолированы от других арестованных. Кроме того, они оба были привиты от ковида и не могли никого заразить. Также правозащитники выяснили, что молодых людей не доставляли в больницу.
Сомнения вызывает и то, что в грозненском СИЗО отказались давать письменный отказ, объясняющий недопуск адвоката. Юрист подал жалобу во ФСИН и прокуратуру. Он указывал, что у братьев нарушено право на защиту.
Читайте также Пытки электрошоком и уроки Корана. Как в Чечне силовики похитили и пытали братьев-геевПосле этой жалобы с опровержением исчезновения Исаева и Магамадова выступила общественная наблюдательная комиссия Чечни. Ее члены якобы побывали в СИЗО-1 в Грозном и проверили условия содержания арестованных братьев. Сама проверка выглядела следующим образом: правозащитники пытались пообщаться с Салахом и Исмаилом по внутренней видеосвязи, но те их не видели и не слышали. Тогда члены чеченской ОНК решили поговорить с братьями через стеклянный глазок в двери их камеры. Можно ли по этому общению делать какие-либо выводы об условиях содержания и состоянии Исаева и Магамадова, судите сами. Но, например, брат Салаха Магамадова, Саид, выводам чеченских наблюдателей не очень доверяет. В интервью корреспонденту Кавказ.Реалии он также рассказал об угрозах силовиков.
Адвокат арестованных утверждает, что его подзащитные находятся в спецблоке СИЗО в условиях особого контроля. Последний раз юрист общался с братьями два месяца назад. Их дело уже передано в суд, но рассмотрение материалов еще не началось.
Судьба похищенной Халимат Тарамовой
Еще одна история из Чечни – в социальных сетях стартовал флешмоб под хештегом "#гдехалимат". Этим вопросом задаются активисты и неравнодушные, которые ищут чеченскую девушку Халимат Тарамову. Летом она бежала из дома, однако 10 июня ее похитили из кризисной квартиры правозащитников в Дагестане и вернули на родину. В похищении участвовали как чеченские, так и дагестанские полицейские, а также отец Халимат – Аюб Тарамов, один из приближенных главы Чечни Рамзана Кадырова.
Уже после того, как Халимат Тарамову вернули домой, чеченское телевидение выпустило специальный репортаж о ней. На кадрах Тарамова говорит, что с ней все хорошо и никто не оказывает на нее давление.
Правозащитники убеждены, что Тарамову заставили оговорить себя. Они указывают, что перед побегом из дома девушка самостоятельно записала обращение, в котором просила не объявлять ее в розыск.
В начале августа СМИ сообщили о второй попытке Халимат бежать из Чечни. Однако помогавшая ей ранее дагестанская правозащитница Светлана Анохина опровергла эту информацию. По ее словам, слух о второй попытке бегства могли пустить специально – с той целью, чтобы заявить, что Тарамова жива, а затем "потерять" ее. Правозащитница выразила обеспокоенность дальнейшей судьбой Халимат.
15 августа в Санкт-Петербурге прошла акция в защиту Халимат Тарамовой. Тогда же в соцсетях активисты запустили флешмоб #гдехалимат. Сейчас в инстаграме, твиттере, фейсбуке и "ВКонтакте" в общей сложности уже сотни постов с таким хештегом. Реакции на это из Чечни не было. Ни родственники девушки, ни правоохранительные органы не комментируют флешмоб и заявления правозащитников.
Обида дагестанского имама на комментарий в Сети
Короткая, но не менее скандальная новость из Дагестана. Там в селе Агвали имам мечети решил спросить по шариату у местного жителя, который раскритиковал священнослужителя, сказав, что он пришел в район "принудительным путем".
Имам – его зовут Рамазан Исаев – решил лично встретиться с обидчиком и разрешить спор кулаками. Кто вышел из драки победителем, неизвестно. Однако после инцидента Исаева решили заменить. На его место пришел новый имам, за которого проголосовали местные жители.
Читайте также Муфтият Дагестана предложил кандидатуру нового имама в мечеть села АгвалиСамого Рамазана Исаева во время избрания нового имама без объяснения причин держали в отделении полиции. Против него выступили даже местные власти – замглавы Цумадинского района, где находится село Агвали, признал, что Исаев не пользовался поддержкой местного джамаата – объединения мусульман.
Ответ Нурмагомедова бойцу "Ахмата" Чимаеву
Напоследок (тоже коротко) непрекращающаяся сага – бывший чемпион UFC из Дагестана Хабиб Нурмагомедов наконец-таки ответил чеченскому бойцу Хамзату Чимаеву. Последний ранее обещал "порвать" Нурмагомедова, а затем заявил, что имел в виду другого человека, и даже признался в любви к дагестанскому спортсмену.
Хабиб до этого оставлял слова Чимаева без внимания. Но на последней пресс-конференции все же прокомментировал заочный конфликт с чеченским бойцом. Дело в том, что осенью в Абу-Даби пройдет новый турнир UFC. Чимаев будет там выступать, а Нурмагомедов приедет в качестве приглашенного гостя. Хабиб заявил, что при встрече с Хамзатом ничего "спрашивать" с него не будет.
Подкаст Кавказ.Реалии доступен на всех платформах: