«Преследование раскаявшихся отпугнет других»

Зачастую люди сами обращаются в ФСБ с признательными показаниями, после чего получают реальные сроки

Как комиссия по адаптации бывших боевиков работает в Кабардино­-Балкарии

С начала 2016-го в комиссию по адаптации бывших боевиков и их пособников в Кабардино-Балкарии поступило 18 заявлений. В судебные органы направлены ходатайства о проявлении к повинившимся снисхождения при назначении наказания, шестерым при вынесении приговора были снижены сроки отбывания наказания, а двум лицам назначено наказание, не связанное с лишением свободы, сообщил глава КБР Юрий Коков.

В этом году удалось вернуть из Сирии одного жителя республики, другого перехватили на пути в ИГ - в Турции.

По его словам, в этом году удалось вернуть из Сирии одного жителя республики, другого перехватили на пути в ИГ - в Турции. Оттуда же возвращена жена участника международной террористической организации.

Несмотря на то, что комиссия создана в 2012 году, реально работать она начала только минувшей весной, когда был сменен председатель (6 апреля ее главой назначили экс-зампрокурора КБР Алика Емкужева). По словам руководителя Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра, члена комиссии по адаптации Валерия Хатажукова, раньше о существовании комиссии мало кто знал. «А мы последовательно критиковали эту комиссию за бездействие, сравнивая с деятельностью аналогичной ингушской комиссии, - вспоминает он. - Сейчас есть дискуссия о том, как она вообще должна работать и какого рода дела принимать».

В четырех случаях люди признали свою вину, их дела будут рассматривать в особом порядке. Но в трех случаях обратившиеся заявляют о своей невиновности.

В этом году комиссия рассмотрела семь дел. В четырех случаях люди признали свою вину, их дела будут рассматривать в особом порядке. Но в трех случаях обратившиеся заявляют о своей невиновности. «Некоторые члены говорят, что не следует принимать такие дела, но моя позиция такова, что комиссия должна рассматривать все обращения, в том числе людей, не признающих вину», - говорит Хатажуков, добавляя, что такие дела нужно отслеживать на стадии расследования и во время судебного разбирательства, поскольку «факты фальсификации уголовных дел и применение насилия имеют место в нашей судебной системе».

Эксперт привел в качестве примера историю 22-летнего жителя КБР Мурата Аттоева, которого обвиняют в пособничестве боевикам и хранении наркотиков. Сначала к нему не пускали адвоката, поэтому Мурат признал вину, однако сейчас он отрицает причастность к преступлениях. «Теперь сотрудники пытаются оказывать влияние на родителей Аттоева, чтобы через них добиться его признания», - утверждает собеседник «Кавказ.Реалии». Если семья обратится в комиссию по адаптации, их дело, надеется он, возьмут на рассмотрение, после чего предоставят выводы полицейским и руководству КБР. Правозащитник не считает участие комиссии вмешательством в ход расследования, поскольку ее решения носят рекомендательный характер. Правозащитники также рассматривали дела тех, кто не признает вины и надеются, что эта тенденция станет правилом, ведь за обратившихся вступаются жители поселений и главы администраций.

В комиссию обратился человек, который был в Сирии, но потом родители вернули его домой. За него ходатайствовал глава администрации Баксана.

Так, в комиссию обратился человек, который был в Сирии, но потом родители вернули его домой. За него ходатайствовал глава администрации Баксана. «Это уникальная ситуация и нужно поддерживать такие инициативы местных властей. К сожалению, молодой человек получил реальный срок и это тоже проблема, которой должна заниматься комиссия», - считает Хатажуков, настаивая, что по таким делам нужно назначать наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

«Люди раскаялись и сами явились с повинной, их преследование отпугнет других», - убежден он.

По его словам, с правозащитным центром периодически связываются те, кто находится сейчас в Турции и хотел бы вернуться в Кабардино-Балкарию, но только в случае гарантии, что их дела будут рассматриваться по закону.

Некоторые из них, соглашается общественник, действительно пытались уехать в Сирию, но в последний момент остановились – сказалось влияние черкесской диаспоры в Турции, которая выступает с резкой критикой террористов из «Исламского государства», однако, по данным силовиков КБР, они находятся в Сирии.

Комиссия рассматривала, например, обращение Аслана Конова, который хотел поехать в Сирию через Турцию, но потом отказался от этой затеи и вернулся. Отец отвел его в местное отдаление ФСБ, где сын все рассказал, однако через полгода он получил 4 года реального срока, хотя комиссия обращала внимание на его добровольный отказ от преступления.

«Надеюсь, что в дальнейшем получится решать такие проблемы», - не сдается Хатажуков.

По сообщениям правоохранительных органов КБР, 59 жителей республики объявлены в международный розыск за участие в деятельности «Исламского государства». Еще 80 человек объявлены в федеральный розыск за участие в войне в Сирии на стороне боевиков.