"Правила тюремных джамаатов гораздо более гуманны"

Архивное фото

Почему в российских тюрьмах все больше неформальных мусульманских организаций?

В этом году "Кавказ.Реалии" много писал о жалобах уроженцев Кавказа на пытки и нарушение прав в российских колониях. Зачастую давление на кавказцев неофициально объясняется борьбой с "исламизацией" пенитенциарных учреждениях.

О необходимости бороться с так называемыми тюремными джамаатами в службе исполнения наказаний говорят уже давно, а в конце августа этого года Духовное управление мусульман Москвы даже организовало семинары для сотрудников ФСИН, чтобы те умели "выявлять тех, кто исповедует радикальный ислам".

В ведомстве уверяют, что среди заключенных растет число "радикальных мусульман", которые постоянно привлекают в свои ряды новых членов и устанавливают в колониях свои порядки, конфликтуя и с администрациями исправительных учреждений, и с уголовниками.

Мусульмане, в свою очередь, жалуются на постоянный прессинг, запрет на соблюдение религиозных обрядов, оскорбления на религиозной почве, а также на избиения и пытки.

Старший научный сотрудник РАНХиГС, кавказовед Денис Соколов называет несколько раздутыми масштабы так называемых "зеленых зон", в которых заправляют мусульмане, (в отличие от "красных зон", которые полностью подконтрольны администрации, и "черных", где сильна неформальная власть криминалитета).

"Я думаю, можно говорить так про Кавказ, про территории, где большинство заключенных являются мусульманами, но я бы с осторожностью драматизировал это явление. Конечно, есть тюремные джамааты, потому что есть верующие люди в колониях, и их становится больше, но это связано не с тем, что среди мусульман больше преступников, а с достаточно высоким уровнем прессинга мусульман со стороны правоохранительных органов", - считает он.

Эксперт говорит о фактической криминализации многих направлений ислама. Люди, исповедующие "нетрадиционный" ислам, находятся в зоне риска, их в любой момент могут арестовать по экстремистским статьям или по обвинению в незаконном обороте оружия и наркотиков, которые им нередко подбрасывают, подчеркивает Соколов.

При этом данные о количестве мусульман в колониях очень противоречивы, к тому же, не совсем понятно, кого считать последователями ислама - всех этнических мусульман или только тех, кто практикуют религию. С другой стороны, много свидетельств тому, что многие начинают соблюдать предписания ислама как раз в исправительных учреждениях, соглашается эксперт: кто-то находит в религии смысл жизни, а кто-то становится практикующим мусульманином как раз с целью приобщится к джамаату и получить поддержку и защиту от "блатных".

"Мои респонденты говорили, что правила тюремных джамаатов гораздо более гуманны, в этих группах проще выжить и избежать унижения", - говорит Соколов.

Эксперт также отмечает, что последние 15 лет происходит и "исламизация" криминала, с чем тоже активно борются тюремные администрации: как напрямую, так и через "блатных".

Так, в начале этого года резонанс вызвал конфликт между криминальными авторитетами и мусульманами, произошедший в тувинской колонии. Поводом послужили негативные высказывания вора в законе Руслана Гегечкори (по прозвищу Шляпа Младший) о чеченцах. В ответ один из уроженцев Кавказа ударил обидчика, что по воровским понятиям является серьезным оскорблением. В итоге Гегечкори и еще порядка 20 заключенных ворвались в помещение тюремной мечети, устроили там погром и избили восьмерых кавказцев.

В разговоре с "Кавказ.Реалии" юрист из Кабардино-Балкарии отмечает, что этот конфликт мог быть запланирован администрацией колонии.

"В этом была какая-то сверхзадача. Вот потомственный вор [отправлен] для отбытия наказания в Тыву, а там свои понятия, моего знакомого после отбытия в Красноярске пяти или шести лет как отрицательного отправили досиживать туда, за Саяны. [Начальник колонии] ему так и сказал, мол, там не "поблатуешь". Возможно, в той колонии чеченцы-мусульмане власть в свои руки взяли, и администрация оказалась бессильна. Раньше туда их послали в надежде, что тывинцы их там перекуют, но не вышло. Тогда отправили этих ["блатных"], предвидя конфликт", - считает он.

Он уверен, что таким образом администрация учреждения решила "уравновесить" ситуацию: "Жулики в вопросах веры не сильны, а мусульмане сплочены и организованы. И конфликт у них может быть относительно их положения в колонии".

Уроженец Кавказа, отбывавший наказание в одной из российских колоний, утверждает, что мусульмане действительно стараются жить по своим законам и проповедовать, но обычно не идут на открытые конфликт первыми, однако поскольку тюремные джамааты - явление относительно новое, они раздражают криминалитет и администрацию.

"Если и дальше будет увеличиваться количество мусульман на зонах, они займут свое место в тюремной иерархии", - уверен он.

Отметим, что появление тюремных джамаатов связывают со второй Русско-чеченской войной, после которой за решеткой оказались тысячи чеченцев, обвиненных в участии в войне на стороне сепаратистов и осужденных на большие сроки.