Волонтеры в Северной Осетии спасают бездомных собак и кошек от догхантеров, строят на собственные деньги приюты, стерилизуют и прививают животных. Вместо благодарности в их адрес иной раз несутся проклятия: многие жители республики не понимают, зачем все это делается.
"Некоторые люди приносят животных, у которых появились какие-то проблемы со здоровьем к ветеринарам и просят усыпить, - рассказывает одна из волонтеров Лера. – Однако ветеринар, с которой мы работаем, оказывает животному необходимую помощь, а потом отдает нам".
В результате сейчас у волонтеров больше породистых собак, чем дворняг. Всего же через их руки в месяц проходит от 50 до 100 четвероногих.
Отдельной проблемой волонтеры называют догхантеров. Это и "добрые соседи", которые травят животных у себя во дворах, и "вольные стрелки" на которых никто не жалуется. Догхантер, отстрелявший в прошлом году на глазах у всего города несколько собак на улицах Ардона, до сих пор остается безнаказанным.
"Почему у массы людей такое рвение к убийствам? – задает риторический вопрос волонтер Зарина. – В наше время жалеть бездомных собак – это как во времена нацистской Германии жалеть евреев. Это осуждается обществом".
Во Владикавказе есть официальный собачий приют. Туда хозяева приносят животных сами, а также туда привозит собак служба отлова. Места там, однако, хватает далеко не всем. По словам зоозащитников, условия содержания собак не соответствует необходимым санитарным нормам. Также известно, что многие берут оттуда собак, чтобы использовать их для травли на собачьих боях.
Волонтеры сетуют, что стерилизовать и прививать домашних животных в Осетии не принято. В результате поголовье бездомных животных пополняется в геометрической прогрессии.
"Я ужасаюсь количеству людей, которые выбрасывают животных, - говорит зооактивист Алина. – И при этом они их не хотят стерилизовать, а нас называют извергами, потому что мы «вмешиваемся в природу»".
Волонтерам всегда не хватает денег, кормов, стройматериалов. Однако мир не без добрых людей: если бы не пожертвования неравнодушных, то возможности помогать животным у волонтеров бы не было. Правда, бизнесмены и чиновники мало интересуются проблемой бездомных животных. За исключением некоторых. Так, например, благодаря руководителю одного фитнес-клуба, оплатившему операцию, была спасена собачья жизнь.
А есть люди, которые вроде как и помогают животным, но сами берут за это деньги. Некоторые могут брать за передержку кошки от 250 рублей и выше, не считая корма и всего остального. Волонтеры их не ругают: "Мы понимаем, что каждый выживает как может".
Агрессия встречается как раз наоборот у тех, кто с волонтерством не связан.
"Нас часто поливают грязью, - говорит Алина. – Люди говорят: лучше бы вы какой-нибудь реальной помощью занимались. Детям в детских домах или старикам".
По мнению зоозащитников, на Кавказе совсем по-другому относятся к бездомным животным, чем в других городах России или в Европе.
"У нас, например, практически невозможно пристроить животное-инвалида, - рассказывают девочки. – А в том же Краснодаре взять кошку или собаку без лапки или без глаза считается нормальным".
Сейчас многих животных из Владикавказа отправляют и на лечение, и на "постоянное место жительства" в другие города. Для большинства из них – это единственный шанс на жизнь.