Портреты дагестанцев. 1900-1930 гг
Наиболее распространенными среди народов Дагестана были мужские шубы-накидки с длинными ложными рукавами, которые шились из 9 – 10 бараньих шкур. Она была очень массивной и длинной. Изготовлением таких шуб занимались специальные мастера, а в южном Дагестане известны села, которые специализировались исключительно на этом промысле – Ялаг и Гдынг.
Женщина отвлеклась от домашних забот.
Традиционным элементом женского костюма народов южного Дагестана был нагрудник, украшенный рядами монет. Кроме того, на такой нагрудник могли быть нашиты бусины, бляхи, застежки и подвески, а также амулеты. Такое украшение было элементом праздничного, как правило свадебного костюма.
Как отмечал в начале XX в. Современник, «можно носить лохмотья или только клочки одежды, но нельзя показаться другим без головного убора или без кинжала. Здесь можно видеть красивые и дорогие папахи. Наряду с оружием и сбруей папахи украшают стены сакли». Наверно, горцу на данном фото было жарко и он просто снял папаху.
Разнообразие культивируемых зерновых культур у различных народов Дагестана, а также древнейшие традиции земледелия способствовали тому, что в регионе получили широкое распространение мучные блюда: разнообразные сорта хлеба, чуду (что-то вроде пирогов с начинкой), курзе (вареники) и т.д.
Группа детей после сбора веников.
Приметы нового быта. С установлением Советской власти на Северном Кавказе развернулась борьба за равноправие горянок и их раскрепощение. Широкую известность получила компания «пальто – горянке», которая должна была продемонстрировать разрыв со старыми традиционным обществом, так как среди предметов одежды у горянок отсутствовала верхняя одежда.
Важным принципом организации семьи у народов Дагестана являлось признание авторитета старших, одним из показателей которого являлись, например, суды старейшин в селениях. С принципом уважения старших связан и феномен долгожительства. При этом молодым членам общины дозволялось достаточно вольное поведение.
Рукоделие среди маленьких девочек сильно приветствовалось.
В традиционном дагестанском обществе важнейшей функцией женщины было деторождение. Бездетные люди считались самыми несчастными, потому что в старости им не с кем было разделить радости и невзгоды.