На этой неделе Московский окружной военный суд может поставить точку в деле столичного бизнесмена Шамиля Нурмагомедова, который обвиняется в финансировании террористической деятельности.
Сам предприниматель вину отрицает. Его родные утверждают, что деньги он отправил брату, чтобы тот мог вернуться на них домой.
Внезапно уехал в Сирию
Ничего не предвещало беды: оба родственника устроились в Москве. Младший Марат добросовестно работал в компании Шамиля, однако летом 2013-го внезапно уехал в Сирию.
Казим, отец молодых людей, отправился за сыном спустя полтора месяца. Он уговаривал его вернуться домой, но тщетно. Марат страстно желал бороться за ислам. Хотя утверждать, что сын брал в руки оружие, собеседник "Кавказ.Реалии" не берется. По его словам, место, где он жил, напоминало, скорее, военно-спортивный лагерь.
Шамиль и Казим не оставляли попыток вытащить родственника из Сирии. В итоге им удалось значительно скорректировать его взгляды.
Марат даже попытался бежать из лагеря радикальной группировки "Исламское государство", за что едва не поплатился жизнью. Шариатский суд его оправдал, после чего в сентябре 2015 года парень перебрался в Турцию.
Сейчас он скрывается в Украине, поскольку в России ему предъявлено обвинение по статье 208 ч. 2 УК РФ (участие в вооруженном формировании на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам РФ).
Выручил Марата и его друзей
Меньше повезло Шамилю, которого взяли под стражу в январе 2017 года. По версии следствия, предприниматель перевел на банковскую карту брата 200 тысяч рублей, которые были обналичены в Турции.
В обвинительном заключении фигурируют и другие лица. Утверждается, что подсудимый приобрел электронные билеты гражданину Таджикистана Исматову Ш.С. (23 марта 2014 года) и уроженке Дагестана Фаталиевой Р.М. (18 ноября 2014-го). Те якобы должны были прилететь в Турцию и перебраться на территорию Сирию.
Указанные лица, как отмечают следователи, являются участниками незаконного вооруженного формирования МТО "ИГ". Против них возбуждены дела в России и в Таджикистане.
Адвокат Умалат Сайгитов возражает: во-первых, их прибытие в Сирию вовсе не означает, что они вступили в НВФ, во-вторых, по переписке братьев можно понять, что Шамиль был не в курсе, кто эти люди. Он помог им по просьбе Марата.
Защитник также обращает внимание на то, что Верховный суд РФ признал "Исламское государство" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России только 29 декабря 2014 года. То есть уже после того, как Нурмагомедов перевел деньги.
Шамиль, к слову, оплачивал и перелеты своих родителей, которые ездили в Сирию, чтобы уговорить младшего сына вернуться.
Казим подчеркивает, что его старшего ребенка всегда интересовал исключительно бизнес, а деньги посылал из братских чувств. В одной из переписок с Маратом, когда тот еще находился в Сирии, он писал: "Если две группы мусульман воюют между собой, то надо отделиться от обеих. А ваши так называемые ученые особого доверия не вызывают".