"Значит, уголовное дело все-таки возбудят"

Как обвинение в краже кадыровских баранов может обернуться уголовщиной в связи с оскорблением мусульман

МВД Адыгеи ведет доследственную проверку в рамках заявления муфтията Адыгеи об оскорблении чувств верующих сообщением эколога Валерия Бриниха о хищении жертвенных ягнят, а также по заявлению жителя республики о ложном доносе.

Эколог рассказал, что в рамках проверки следователей интересовало его отношение к исламу, а также умысел на оскорбление чувств верующих.

"Кавказ.Реалии" рассказывал об истории с жертвенными баранами, принесенными главой Чечни Рамзаном Кадыровым в дар малоимущим жителям Адыгеи по случаю празднования Курбан-Байрама. 1 декабря 2016 года Бриних подал заявление в МВД о хищении 600 голов овец, не дошедших до адресатов. 12 декабря 2016 года МВД по Адыгее отказало в возбуждении дела, однако эколог решение обжаловал.

В свою очередь муфтий Адыгеи настаивает на привлечении эколога к уголовной ответственности, считая заявление о хищении ягнят оскорблением чувств верующих.

Как сообщил корреспонденту "Кавказ.Реалии" Бриних, муфтий Адыгеи Аскарбий Карданов написал свое заявление в правоохранительные органы 24 января, решение о чем было принято на заседании Исполкома ДУМ РА и КК.

Позже некоторые участники того заседания из числа лидеров мусульманских общин подходили ко мне и извинялись, объясняя свои резкие выступления против меня вынужденной необходимостью.

"На заседании исполкома был такой настрой - продемонстрировать единение всех лидеров мусульманских общин Адыгеи по вопросу привлечения меня к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих мусульман. И тон там задавал Батмиз Шхалахов, предводитель причерноморских шапсугов, отец заместителя Карданова, Ибрагима Шхалахова. Кстати, позже некоторые участники того заседания из числа лидеров мусульманских общин подходили ко мне и извинялись, объясняя свои резкие выступления против меня вынужденной необходимостью", - рассказал Бриних.

7 апреля сотрудники Центра по противодействию экстремизму МВД Республики Адыгеи вызвали Бриниха для проведения опроса.

"В прошлую пятницу меня пригласили в ЦПЭ для опроса в рамках проверки, инициированной обращением Карданова. Это представляло собой процессуальное действие в рамках дознания. Вопросы Адама Зазерахова, который проводит дознание, были связаны исключительно с возможностью выявления в моих действиях проявлений экстремизма. Он расспрашивал, какое у меня отношение к исламу, с каким намерением я делал свои публикации в фейсбуке, был ли у меня умысел оскорбить религиозные чувства мусульман и т.п. Особо его интересовало, признаю ли я все 13 публикаций, которые были опубликованы на моем аккаунте в фейсбуке, своими авторскими? Он и не скрывал, что отказывать в возбуждении уголовного дела по заявлению Карданова они не будут, а передадут все материалы проверки в СУ СКР России по Адыгее. Значит, скорее всего, уголовное дело по ст. 282 УК РФ все-таки возбудят", - рассказал Валерий Бриних.

Эколога пытались привлечь к ответственности и по заявлению некоего гражданина Меретукова, якобы обвинившего Бриниха в ложном доносе. Однако сам эколог полагает, что заявление, которое впоследствии оказалось сфальсифицированным, имеет общие корни с давлением со стороны ДУМ региона.

Тот наотрез отказался от авторства заявления, сказав, что ничего не писал, меня не знает и даже не в курсе истории вокруг жертвенных овец.

"Когда я пришел в ЦПЭ, меня сначала опросил другой сотрудник, по имени Руслан, у которого был на меня материал по заявлению какого-то гражданина Меретукова, потребовавшего привлечь меня к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Но дело в том, что когда они приехали к этому гражданину, деятелю искусств, чтобы опросить его, тот наотрез отказался от авторства заявления, сказав, что ничего не писал, меня не знает и даже не в курсе истории вокруг жертвенных овец. Т.е. ДУМовцы еще и фальшивку сделали для усиления давления на меня", - заявил Бриних.

9 апреля на своей странице в фейсбуке эколог сообщил о вызове в ЦПЭ МВД, выразив недоумение в связи с тем, "каким образом информация о возможном хищении жертвенных животных может оскорбить чувства верующих", добавив при этом, что "верующих должен был оскорбить сам факт хищения ягнят".