"Почему отвечать должен я?": похищения родственников критиков главы Чечни и раскол в семьях

Ссотрудник МВД Чечни несет караул на месте проведения спецоперации, архивное фото

Чеченские власти продолжают масштабную зачистку своих критиков. Избежать ареста за оппозиционные взгляды можно только за границей, но в таком случае репрессиям подвергаются родственники активистов и блогеров. На прошлой неделе в полиции оказались несколько семей, чей родственник вел оппозиционный канал. Их освободили после пятичасового допроса, потребовав не покидать республику.

В середине сентября силовики одновременно ворвались в дома нескольких семей, проживающих в разных районах Чечни. Всех взрослых увезли в отделение полиции, где на протяжении пяти часов проверяли их телефоны и допрашивали, рассказал сайту Кавказ.Реалии один из родственников задержанных. По его словам, причиной стал интернет-активизм их родственника, проживающего в одной из европейских стран: он публикует разоблачительные статьи, в которых резко критикует властные структуры республики.

Сам привлекший внимание чеченских властей блогер Керим (имя изменено) покинул Россию в детстве вместе с семьей, и за 20 лет в эмиграции ни разу не возвращался на родину, рассказывает собеседник. По его словам, бабушка молодого человека погибла во время войны, отец числится среди пропавших без вести, а двоих его друзей долгое время удерживали в секретных тюрьмах Чечни. Некоторые из его знакомых, как утверждает собеседник, были насильно отправлены на войну в Украину. Один из них погиб, а другой вернулся с контузией.

По словам родственника Керима, молодой человек числится в "черном списке" Рамзана Кадырова: "Родственники, оставшиеся в Чечне, не поддерживают с ним никакой связи и не могут на него влиять. Однако это не освобождает их от ответственности за критику, направленную против главы республики".

"Все избегают тебя, как прокаженного"

Редакции Кавказ.Реалии удалось побеседовать с некоторыми близкими Керима. Часть из них проживает в Европе – и, хотя не поддерживает режим Кадырова, выступает категорически против его активизма. Другие родственники живут в Чечне, скромно зарабатывают на жизнь и стараются держаться подальше от политики.

Как я могу отвечать за человека, которого я последний раз видел, когда мне было 12 лет?

Двоюродный брат Керима, проживающий в Бельгии, признается в беседе с редакцией, что был в курсе его деятельности и каждый день пытался уговорить его прекратить. Из-за этого Керим заблокировал его во всех мессенджерах: "У меня было предчувствие, что гонения коснутся и его, и всего нашего рода, поэтому я неоднократно разговаривал с ним, пытался повлиять, приводил примеры расправы с родственниками Халитова, которые стали жертвами нападок властей. Но он оставался непреклонен".

Брат Керима рассказывает, что однажды спросил его, насколько далеко тот собирается зайти и что может его остановить. В ответ блогер сказал, что будет бороться, пока его не остановит Всевышний. После этого он отправил Кериму сообщение с пожеланием, чтобы Аллах остановил его, однако сразу же был заблокирован.

Мать Керима живет в 200 километрах от сына, она не ведет социальных сетей, далека от политики и узнала о "занятии" сына буквально за две недели до похищения родственников в Чечне. У них состоялся напряженный и неприятный разговор, рассказала она редакции: "Я угрожала, что наложу на себя руки, если он не остановится. Я упрекала его, что сидя в Европе, легко критиковать власть в Чечне. Если ты такой смелый, возвращайся домой и сражайся с ними, а если нет – перестань трясти воздух за клавиатурой. Я говорила ему: мои родные находятся в логове твоего врага, а ты тут сидишь в тепле, подвергая опасности весь наш род. Какой ты после этого мужчина?!"

Читайте также Похищенные: как исчезают люди в Чечне

Похищенных родственников Керима предупредили в полиции, что репрессии будут продолжаться, охватывая все больше людей из окружения оппозиционера, пока "они его не остановят". После обращения матери сын пообещал прекратить свою деятельность.

В один момент ты теряешь всех родственников: тебя исключают из семейных чатов, блокируют и просят не беспокоить

Один из дальних родственников Керима, проживающий в Чечне, недоумевает, почему на него возлагают ответственность за то, к чему он не имеет никакого отношения: "Как я могу остановить родственника, который старше меня на 15 лет? Или отвечать за человека, лицо которого я даже не помню, с которым в последний раз виделся, когда мне было 12?"

Аналогичную реакцию демонстрируют и другие родственники Керима, которые, как и многие жители Чечни, оказались заложниками ситуации: "Как можно остановить 35-летнего взрослого мужчину? Я даже сына своего остановить не смог. Он не подлежит мобилизации, но он сам поехал в Украину воевать за деньги. Я не смог его удержать, он уехал тайком, оставив лишь записку, что ему нужно достроить дом", – возмущается троюродный дядя чеченского активиста в разговоре с Кавказ.Реалии.

После похищения его дальних родственников, все они удалили контакты близких, давно эмигрировавших в Европу, из своих телефонов, рассказал собеседник редакции, проживающий в Бельгии. Кроме того, их заблокировали во всех социальных сетях и попросили удалить совместные фото и видео. Знакомый из полиции успел предупредить, что лучше не хранить номера родных или знакомых, проживающих в европейских странах, продолжает он: "В один момент ты теряешь всех родственников: тебя исключают из семейных чатов, блокируют и просят не беспокоить. От тебя отрекаются мгновенно, и ты остаешься один. Все избегают тебя, как прокаженного. Это делает тебя уязвимым".

Неоднозначный выбор

Репрессии против политических противников и недовольных режимом в Чечне не прекращаются с тех времен, когда в горах еще оставались группы боевиков. Во время спецопераций по их поиску силовики заставляли родителей или братьев боевиков идти впереди колонны. Кадыров заявлял, что родственники первыми должны идти в горы, чтобы возвращать своих детей.

Близкие родственники, по мнению чеченских властей, должны знать, чем занимается член их семьи, и нести за него ответственность. "Этому нас учат чеченские адаты на протяжении веков", – неоднократно заявлял Рамзан Кадыров. О том, что родственники не должны отвечать за преступления провинившихся, он вспоминает только тогда, когда речь идет о его собственной семье.

Отдельное внимание власти Чечни уделяют критике в интернете, и здесь отношение к родственникам провинившихся однозначное: Кадыров неоднократно утверждал, что родственники критикующих его из-за рубежа блогеров несут прямую ответственность за их действия, приравнивая такую деятельность к террористической.

"Методы запугивания и репрессии могут быть эффективны в краткосрочной перспективе. Это было заметно в начале 2000-х годов, когда на фоне массовых репрессий люди шли на референдум 2003 года, чтобы прекратить ночные облавы, похищения и убийства. Но в долгосрочной перспективе такие методы усиливают недовольство и социальное напряжение, что может обернуться против режима", – отмечает в беседе с редакцией общественный деятель и сторонник Ичкерии на условиях анонимности.

Критика российского чиновника Кадырова бессмысленна, если критик не видит того, что корень зла исходит из Москвы

Собеседник уверен, что кадыровские методы приводят к внутренней раздробленности общества, подрывают доверие между людьми и государством: "В будущем это может привести к серьезным социальным последствиям".

По мнению общественного деятеля из Австрии Аслана, эффективность репрессий против родственников критиков Кадырова – дело весьма спорное. Он уверен, что физическое и психологическое воздействие на родственников поубавило у многих желание критиковать Кадырова.

"Трезвомыслящие люди, в отличие от "поехавших" на самомнении и самопиаре блогеров, имеющих относительно большое количество подписчиков, понимают, что критика российского чиновника Кадырова бессмысленна, если критик не видит того, что корень зла исходит из Москвы", – объясняет он.

Простые жители республики скорее порицают тех, для кого неважно, что происходит с их родственниками, продолжает он: "Думаю, также нужно учитывать мнение немалой части чеченцев, что эффект работы критиков Кадырова диаметрально противоположен заявляемым ими целям, так как перевод стрелок с кремлёвских виновников трагедии на их регионального ставленника вряд ли может иметь позитивное значение для чеченцев".

Кадыров неоднократно угрожал расправой своим критикам за границей, призывая "избавляться" от оппозиционных сообществ, "где бы они ни находились".

  • С 2019 по 2021 год в Чечне пропали без вести почти 5 тысяч человек – не намного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области.
  • В августе 2023 года в Чечне принудительно отправили на войну против Украины четырех родственников братьев Янгулбаевых – их дядю и трех двоюродных братьев со стороны отца. Также на войну принудительно отправили брата оппозиционного блогера Хасана Халитова и племянника ичкерийского политика Ахмеда Закаева.
  • В апреле 2022 года одного из братьев чеченского оппозиционного блогера Хасана Халитова силой отправили воевать в Украину. Перед этим блогер заявлял, что ему прислали фото обнаженной сестры, задержанной в Чечне, с требованием прекратить критику в адрес руководства республики. В июле Халитов заявил о похищении в республике его отца и еще двух братьев.