"Под током человек в чем угодно сознается"

Елена Барзукаева, мать Ислама

Дербентский горсуд отказался рассматривать по существу жалобу обвиняемых в терроризме Ислама Барзукаева и Гасана Курбанова на отказ СКР в возбуждении уголовного дела по факту пыток в изоляторе.

11 февраля на судебном заседании по жалобе адвоката Тагира Шамсудинова представитель Следственного комитета сообщил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено. Тогда судья Найиса Тагирова заявила, что прекращает производство по жалобе.

Шамсудинов намерен подать апелляцию на постановление. По его словам, следственные органы не предприняли никаких действий: не провели очных ставок и не допросили жаловавшихся на пытки.

Дербентский городской суд

По мнению адвоката, суд должен обязать Следком устранить допущенные нарушения.

Шамсудинов отмечает, что его не допускали к материалам дела о пытках несколько месяцев под разными предлогами: то перевели дело, то нужного человека нет на месте. Ознакомиться с документами удалось только с санкции суда.

Признательные показания, на которых строится обвинение, были получены под пытками, подчеркивают фигуранты дела.

Бывший член ОНК Шамиль Хадулаев, который лично зафиксировал повреждения на телах заключенных, рассказал "Кавказ.Реалии" о первом визите в ИВС к задержанным 16 июня 2019 года.

"Заключенные сказали, что незаконного физического насилия не было. Однако я обратил внимание на их руки: между пальцами были черные точки. Это характерные признаки пыток током. Кроме того, у Барзукаева был синяк сбоку. Я понял по глазам, что его пытали. Все трое – Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев – боялись тюремщиков", – вспоминает он.

Хадулаев настаивает, что "если есть какие-то претензии к задержанным, то оперативная информация должна быть железобетонной". "Когда ток применяют, человек в чем угодно сознается, это – не доказательство", – подчеркивает он.

Читайте также Опять двести пять

Добавим, в начале февраля Гасана Курбанова прооперировали в травматологическом отделении махачкалинской горбольницы. Родные утверждают: результатом пыток стала порванная связка коленного сустава. Несколько месяцев он был вынужден передвигаться с костылем.

Член ОНК Омар Омаров навещал Курбанова в больнице и узнавал, откуда у него травма. Гасан ему рассказал, что 15 июня 2019 г. его схватили люди в масках и вывезли за город на какую-то базу, где избивали. Падая, он ударился коленом об стул. Как позже оказалось, порвал связку.

Последствиями пыток также стали галлюцинации, бессонница и спутанность сознания.

Как писал "Кавказ.Реалии", ранее родственники Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзаали Мирзалиева, обвиняемых в терроризме, хранении оружия и участии в НВФ, провели пикеты в Махачкале, требуя остановить незаконное преследование.