Судьба задержанной в Армении 21-летней беглянки из Ингушетии, новые данные о расследовании антисемитских беспорядков в Дагестане и очередные награждения и назначения в Чечне родственников Рамзана Кадырова – об этом и не только в 158-м выпуске еженедельного подкаста Кавказ.Реалии о главных событиях в регионе.
Your browser doesn’t support HTML5
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Судьба беглянки из Ингушетии
В Армении 14 ноября в полицию доставили 21-летнюю уроженку Ингушетии Фатиму Зурабову, она бежала от систематических побоев в семье. Ее историю редакции Кавказ.Реалии рассказали в правозащитной группе "Марем", которая помогает женщинам Северного Кавказа, пострадавшим от домашнего насилия. Как стало известно, Фатима 8 ноября покинула дом под предлогом, что идет на работу, и при поддержке правозащитников вылетела в Армению через аэропорт в Минеральных Водах. После этого девушка записала видеообращение с объяснениями побега.
"Я ушла из дома, потому что устала терпеть побои, оскорбления и унижения со стороны своей семьи. Я не хочу жить в том доме, где меня не любят и не уважают. Я хочу жить жизнью полноценного свободного человека. С собой из дома я ничего не взяла из ценного. Прошу, не ищите меня и не объявляйте в розыск, со мной все хорошо", – заявила беглянка.
Формальным основанием для доставления Фатимы Зурабовой в полицию стало заявление ее родственников. Сотрудники МВД Армении заявили девушке о неком уголовном деле в ее отношении, не уточнив подробности. Как выяснилось, в отделе Фатиму уже ждал ее дядя – бывший высокопоставленный ингушский чиновник, член партии "Единая Россия" Юсуп Зурабов. Он был министром экономического развития республики, депутатом местного Народного собрания, а сейчас называет себя вице-президентом организации "Инвестиционная Россия"; на странице Зурабова во "ВКонтакте" есть его совместные фотографии с бывшим главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, который ныне является заместителем министра обороны России, и с бывшим президентом страны Дмитрием Медведевым.
После доставления в отдел полиции у Фатимы отобрали телефон. По словам девушки, сотрудники МВД вместе с переводчиком читали ее переписки. Беглянку в это время закрыли в кабинете наедине с дядей. Позднее в разговоре с правозащитниками Юсуп Зурабов заявил, что такое положение ему обеспечили его связи, он также оскорбительно высказался о племяннице и пригрозил тем, кто помог ей сбежать.
"Тупой ребенок, тупой ребенок! Вы же знаете, на Кавказе в 21 год что может решать в доме ребенок?!.. Я сейчас остался один в кабинете [в отделе полиции] здесь, в Армении, я не в Ингушетии, я не в комфорте, но те связи, которые я подключил, мне позволяют сидеть у начальника следственной части в кабинете одному и разговаривать с вами. Девочку сейчас отсюда вывели и завели в другой кабинет следователя… Тех, кто ее забрал и привез в аэропорт [в Минводах]... Я буду работать, у этих людей будут конкретные проблемы… Я буду просто-напросто в силу тех бабок, которые у меня есть, я буду решать вопрос", – заявил Юсуп Зурабов.
После телефонных переговоров с дядей беглянки правозащитники передали Фатиме его обещания безопасности при возвращении домой. Девушка возвращаться в семью отказалась, объяснив это опасениями за свою жизнь: "Я уверена в том, что если я вернусь домой, то будет очень плохо. Потому что они мне навредят… Либо побьют, либо убьют. Не будет все хорошо, если я вернусь".
Светлана Анохина, руководительница правозащитной группы "Марем" после доставления Фатимы в полицию раскритиковала действия сотрудников МВД Армении – они, по ее словам, проигнорировали угрозы дяди девушки.
"Мы пытались разместить ее [Фатиму] в шелтер, но тут такая закавыка: по армянским законам, а [местный] шелтер – государственный, туда направляют только с письменного оповещения полиции, то есть она должна прибыть, имея на руках бумажку от полиции, что она жертва домашнего насилия и нуждается в защите. Но полиция эту бумажку ей не отдала, упирая на то, что избивали ее дома, а сейчас она находится в Армении, где ей якобы ничто не угрожает. Видимо, дядю, который угрожал ей, нашей сотруднице и всем тем, кто помогал Фатиме в побеге, полиция [Армении] в расчет вообще не принимает", – рассказала Анохина редакции Кавказ.Реалии.
Вечером 15 ноября стало известно, что в отдел полиции в Ереване за Фатимой Зурабовой приехала ее мать. Она угрожала дочери уголовным делом за якобы кражу у нее денег. В итоге девушку все же отпустили из отдела и в сопровождении местных правозащитников доставили в безопасное место. Юсуп Зурабов после отказа Фатимы вернуться домой заявил, что он "забыл" о племяннице. Он также угрожал журналисту Кавказ.Реалии в случае появления на нашем сайте новых публикаций по теме; запись этого разговора есть в распоряжении редакции.
Проблема насилия над женщинами остается одной из главных на Северном Кавказе. За последние годы стали известны истории нескольких беглянок из республик; в случае их принудительного возвращения домой они зачастую больше не выходят на связь. Например, так произошло с уроженками Чечни Заирой Сугаиповой, Халимат Тарамовой, Селимой Исмаиловой и Седой Сулеймановой.
На этой неделе правозащитники опубликовали доклад об эвакуации жертв домашнего насилия на Северном Кавказе: по их данным, чаще всего за помощью обращаются женщины в возрасте от 18 до 30 лет, наиболее распространенная причина запроса о помощи – физическое насилие в семье, следом идет разлучение матери с детьми и запрет видеться с ними, а также угрозы "убийством чести".
Кроме того, правозащитники указывают на психологическое насилие в отношении женщин, принуждение к псевдорелигиозным практикам, преследование со стороны силовиков, сексуализированное насилие, принудительный брак и не только. Защита прав женщин на Северном Кавказе осложняется местными устоями и реалиями российской правовой системы, отмечают авторы доклада, в частности, это традиционные патриархальные устои, отсутствие реакции полиции на "семейные дела", декриминализация статьи о домашнем насилии и новые способы преследования жертв, например, объявление их в розыск по ложным обвинениям в кражах.
Читайте также "Если не вернетесь, меня убьют". Юристу из Чечни угрожают за помощь беглянке из ИнгушетииПомилование осужденного по делу Политковской
Еще одна громкая новость недели – помилование осужденного по делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской. Напомню, ее застрелили в Москве в октябре 2006 года; многие улики и обстоятельства преступления, как утверждают адвокаты и коллеги журналистки, вели в Чечню, в частности, к руководству республики, а в качестве исполнителя и организатора убийства были осуждены двое уроженцев региона – Рустам Махмудов и Лам-Али Гайтукаев.
14 ноября стало известно, что еще один ранее осужденный по этому делу помилован президентом России за то, что отправился воевать против Украины. Речь идет о бывшем сотруднике МВД Сергее Хаджикурбанове. По обвинению в посредничестве в убийстве Политковской суд приговорил его в 20 годам колонии, освободиться Хаджикурбанов должен был только через 11 лет. Несмотря на это, как сообщили СМИ, в конце прошлого года осужденный уехал на войну, через шесть месяцев получил помилование от Владимира Путина, а затем продлил контракт с Минобороны.
В зоне боевых действий, по данным журналистов, Хаджикурбанов сначала служил в должности командира отделения разведки, а потом стал командиром батальона.
После публикаций в СМИ пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков прокомментировал новость об освобождении Хаджикурбанова. Он заявил, что резонансность дела не влияет на практику отправки российских осужденных на войну против Украины и их дальнейшее помилование главой государства. Сын и дочь Политковской еще до комментария Пескова назвали освобождение Хаджикурбанова "чудовищным фактом несправедливости и произвола", а также "надругательством над памятью человека, убитого за свои убеждения и исполнение профессионального долга".
Читайте также Помилование за участие в войне: почему в России прощают громкие убийстваЗа последнее время это уже второй резонансный случай, когда становится известно о помиловании осужденного по громкому делу: в начале ноября ростовская прокуратура подтвердила, что за участие в войне против Украины на свободу вышел Владислав Канюс, приговоренный ранее к 17 годам колонии за убийство с особой жестокостью своей бывшей девушки Веры Пехтелевой в Кемеровской области.
На этой неделе СМИ сообщили, что Канюс также мог быть освобожден от выплаты компенсаций на сумму более чем в шесть с половиной миллионов рублей. Позднее судебные приставы опровергли эту информацию, сославшись на то, что осужденный лишь временно освобожден от обязательств по выплатам, поскольку он якобы все еще находится в зоне боевых действий в Украине. При этом родственники убитой Веры Пехтелевой утверждают, что Владислав Канюс еще в сентября вернулся с фронта.
Аресты за беспорядки в Махачкале
В Дагестане продолжается расследование антисемитских беспорядков в аэропорту Махачкалы 29 октября, когда толпа под предлогом солидарности с палестинским народом искала летевших в Москву с остановкой в республике граждан Израиля. Журналисты издания "Медиазона" проанализировали данные дагестанских судов и выяснили, что после акции в аэропорту полиция составила более 330 протоколов – все по административным статьям. Большинство участников беспорядков привлекли к ответственности за нарушение правил проведения митинга, других – за нарушение общественного порядка, неповиновение полиции и мелкое хулиганство.
Об арестах по уголовному делу после захвата аэропорта в Махачкале официально до сих пор не сообщалось. На прошлой неделе СМИ назвали имена двух жителей Дагестана, которые якобы получили статус обвиняемых по делу, однако подтверждения этих сведений по-прежнему нет. Все та же "Медиазона" со ссылкой на информацию на сайте Верховного суда Дагестана пишет, что за участие в беспорядках арестованы не менее 17 человек – в суд поступили жалобы на их заключение под стражу; имена арестованных и другие подробности неизвестны.
Что касается привлеченных к ответственности по административным статьям, редакция Кавказ.Реалии выяснила, как некоторые из них объясняли суду участие в антисемитской акции. Например, братья Джабраил и Темав Ирисбиевы заявили, что отправились в аэропорт после того, как прочитали сообщения о происходящем там в социальных сетях. Правда, на место беспорядков, по словам братьев, они не добрались, но суд все равно назначил им по 10 суток ареста.
Другой арестованный по административной статье – Магомедзагид Алиев – рассказал, что приехал в аэропорт встречать родственника, прилетевшего после паломничества в Мекку; из-за беспорядков мужчина всю ночь просидел в самолете, поэтому Алиев уехал один домой. Житель Махачкалы Ибрагим Магомедов тоже заявил, что случайно оказался на месте антисемитской акции, так как провожал в Москву своего друга, и покинул здание аэропорта, когда тот улетел. В аналогичной ситуации оказался и Магомед Сагитов – по его словам, он встречал друга, возвращавшегося из Объединенных Арабских Эмиратов, и был задержан полицией.
Административные аресты также назначили двоим таксистам, которые подвозили в аэропорт пассажиров, – один из них признал, что присоединился к участникам беспорядков, другой отверг обвинения полиции.
14 ноября стало известно, что МВД России объявило в розыск предполагаемого владельца телеграм-канала "Утро Дагестан", который власти республики обвиняют в координации беспорядков в Махачкале. Речь идет о бывшем соучредителе движения "Российский конгресс народов Кавказа" Абакаре Абакарове. Карточка с его данными появилась на сайте МВД, однако по какой статье он объявлен в розыск – неизвестно. Ранее источник Кавказ.Реалии подтвердил, что 47-летний Абакаров был руководителем "Утра Дагестан" и определял политику телеграм-канала. Где он находится, собеседник сказать не смог: "Он то ли в Польше, то ли Турции".
Издание "Медуза" сообщало, что редакция "Утра Дагестан" находится в Стамбуле, подтверждения этой информации из других источников нет. Указанный телеграм-канал также связывают с бывшим депутатом Госдумы России Ильей Пономаревым, который с 2016 года живет в Украине. Сам политик после антисемитской акции в аэропорту Махачкалы заявил, что уже не имеет отношения к ресурсу "Утро Дагестан".
Еще одно развитие беспорядки в Махачкале получили на прошлой неделе в виде конфликта известных в Дагестане спортсменов с российским телеведущим и пропагандистом Владимиром Соловьевым. В эфире своей программы он заявил, что участники захвата аэропорта – "это не сторонники ислама, это сторонники нацизма", и призвал дагестанских спортсменов не растрачивать свой авторитет на "недостойных". На эти слова отреагировал боец смешанных единоборств дагестанского происхождения Хасан Магомедшарипов, который, в частности, назвал Соловьева "чертом" и добавил, что телеведущий оскорбил две тысячи его "братьев".
В итоге на перепалку пришлось отреагировать главе Дагестана Сергею Меликову: он призвал всех участников конфликта к примирению, поблагодарив при этом дагестанских борцов за, как он выразился, "сострадание невинным жертвам в Палестине". Напомню, именно дагестанские борцы, в том числе Махмуд Магомедов и Хабиб Нурмагомедов, ранее призвали проявить снисхождение к участникам беспорядков, после чего Меликов смягчил риторику в их отношении.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch на этой неделе назвала неадекватной реакцию российских властей на антисемитские акции на Северном Кавказе. Там считают, что отношение к участникам таких митингов резко контрастирует с разгоном мирных акций протеста. Помимо захвата аэропорта в Махачкале, в докладе организации упомянуты поджог у строящегося еврейского культурного центра в Нальчике и антиизраильская акция у гостиницы в Хасавюрте. Как заявил директор Human Rights Watch Хью Уильямсон, "российские власти не признали эти инциденты антисемитскими, не заявили об антисемитизме и не предприняли шагов, чтобы успокоить и повысить безопасность евреев, живущих в регионе".
Награждения семьи Кадырова
В заключение выпуска – очередные награждения и назначения родственников Рамзана Кадырова в Чечне. Новые награды на этой неделе получил 15-летний сын главы республики Адам. Ему, в частности, вручили орден "За служение религии Ислам" I степени, подросток получил его из рук муфтия Чечни Салаха Межиева в присутствии всех муфтиев северокавказских республик и "видных религиозных деятелей из других стран" – так заявили в Грозном.
Адама Кадырова отметили за некий "личный вклад в дело укрепления ислама и защиты его ценностей", не уточнив, что именно под этим подразумевается. Позднее сыну главы Чечни также передали почетный знак от организации "Трудовая доблесть России" и медаль от так называемого Российского университета спецназа в Гудермесе, где проходят подготовку в том числе участники полномасштабной войны против Украины.
До сих пор главной "заслугой" 15-летнего сына Кадырова остается избиение арестованного за сожжение Корана уроженца аннексированного Крыма Никиты Журавеля. После этого он также получил звание "Героя Чечни", должность начальника отдела безопасности своего отца, высшие награды от Татарстана, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, чеченский орден "Годность нации" и религиозный орден "За заслуги перед Уммой".
Политолог Иван Преображенский заявил сайту Кавказ.Реалии, что Рамзан Кадыров может использовать награждения своего сына для размывания остатков российской правовой системы на территории республики.
"В Грозном прекрасно понимают, что это [награждения Адама Кадырова] выглядит комично и даже скандально, и появление анекдотов о том, что в Грозном произошло землетрясение, потому что у младшего сына Кадырова упал пиджак со всеми орденами, – они [такие анекдоты] прекрасно в состоянии оценить по степени саркастичности, скажем так, отношение ко всему этому. Но им [властям Чечни] это ок, их этот эффект абсолютно устраивает, потому что для них самое главное – резонансность того, что происходит. Чем больше резонанса от этих награждений, чем больше резонанса от выдвижения вообще на первый план 15-летнего Адама Кадырова, тем [для властей Чечни] лучше... Это нужно Рамзану Кадырову для того, чтобы провести, как мне кажется, размывание вот этих законодательных, еще остающихся границ для того, чтобы у Рамзана Кадырова появилась свобода рук, например, в выборе преемника для самого себя из числа своих детей либо родственников. Таким образом он окончательно выводит Чечню из российского правового пространства, где она и так практически не находилась, но по каким-то все-таки параметрам Чечне необходимо было федеральное законодательство соблюдать", – считает политолог.
Орден "Гордость нации" вместе с Адамом Кадыров получил и его старший брат Ахмат. Последний во время награждения в Грозном 9 ноября был представлен в том числе в качестве первого заместителя министра спорта и молодежной политики республики. Редакция Кавказ.Реалии изучила официальные документы на сайте главы Чечни и выяснила, что ради новой должности для 18-летнего Ахмата Кадырова в региональном Минспорта понизили другого чиновника – Хусейна Абдулкаримова.
Назначение в правительстве Чечни старший сын Кадырова получил на свое совершеннолетие, которого он достиг 8 ноября, при этом официально указ о его новой должности опубликован не был. Ранее Ахмат Кадыров уже был назначен помощником своего отца, а также руководителем республиканского отделения государственного юношеского "Движения первых", после чего он встречался в Кремле с президентом Владимиром Путиным и ездил с официальным визитом в Азербайджан.
Не позднее 14 ноября новую должность в правительстве Чечни получил еще один родственник Рамзана Кадырова – его зять Иса Тумхаджиев. Ему досталась позиция министра автомобильных дорог. Тумхаджиев получил эту должность "по наследству" – ранее на протяжении 16 лет министром автодорог был его отец Абубакар, которого теперь сделали помощником главы региона. 41-летний Иса Тумхаджиев также имеет должность зампредседателя чеченского парламента, как минимум шесть государственных наград и звание "заслуженного строителя" республики.
Федеральное законодательство России запрещает назначать родственников на государственные должности, однако Рамзан Кадыров демонстративно игнорирует это ограничение – всего, по данным Кавказ.Реалии, руководящие посты в регионе занимают десятки членов его семьи. Кремль новые назначения и награждения родственников главы Чечни публично никак не комментировал.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: