Следственный комитет России возбудил 17 уголовных дел по фактам пыток и сексуальных надругательств, которым подверглись заключенные следственного изолятора № 1 в Иркутске, сообщает правозащитный проект Gulagu.net.
Поток жалоб на пытки и изнасилования в иркутских колониях и СИЗО стал поступать после предполагаемого бунта в ангарской ИК-15 весной 2020 года. Около сотни заключенных вывезли из ИК-15 в иркутское СИЗО-1 и ангарское СИЗО-6, где часть из них жестоко пытали и насиловали, требуя взять на себя вину в организации бунта или дать другие нужные силовикам показания.
Одним пострадавшим был уроженец Чечни Хумайд Хайдаев. По прибытию в иркутское СИЗО-1 его вместе с другими осужденными прогнали сквозь строй сотрудников ФСИН, которые наносили удары руками, ногами и резиновыми дубинками. После этого Хайдаева поместили в камеру с "активистами" – так называют заключенных, которые сотрудничают с администрацией исправительного учреждения. Те избивали его, подвесив за руки и за ноги между кроватей, и причиняли ожоги раскаленной металлической ложкой. У Хайдаева были зафиксированы переломы пальцев стопы и кисти, множественные кровоподтеки, ссадины и ушибы. Он уверен, что все это делалось с разрешения администрации СИЗО.
Следственный комитет провел проверку по заявлению Хайдаева, но отказал в возбуждении уголовного дела. По мнению следователя Александра Корнева, "истязания" над осужденным не связаны с указаниями администрации.
- Хумайд Хайдаев должен был выйти на свободу в январе 2020 году, то есть за три месяца до бунта заключенных, но администрация колонии продолжала удерживать его.
- Уроженец Чечни Муслим Беличков, также содержавшийся в СИЗО-1 Иркутска, рассказал Кавказ.Реалии об организованном там пыточном конвейере и о том, что мусульманам в таких ситуациях приходится особенно тяжело.
- В октябре правозащитный проект Gulagu.net опубликовал архив видеозаписей о происходившем в Саратовской области. На основании этих материалов возбуждено несколько уголовных дел.