Первый, но не блин?

На заседании СПЧ во Владикавказе

В Северной Осетии впервые в истории начал свою работу Совет по правам человека. Его первое заседание прошло совместно с Советом по правам человека при президенте РФ.

Правозащитники прибыли на Кавказ именно сейчас не случайно: за два дня до Владикавказа они побывали в Ингушетии. Главной темой обсуждения стала проблема преодоления последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года. Было предложено создать трехстороннюю комиссию, в которую войдут представители федерального совета и советов двух республик. И в Осетии, и в Ингушетии поддержали эту идею.

"Мы считаем очень важным, чтобы люди, живущие в Северной Осетии, чувствовали себя гражданами своей страны, чтобы они могли реализовать в первую очередь свои социально-экономические права", - отметил Михаил Федотов, председатель СПЧ.

Правозащитник поднял проблему трудоустройства ингушей, проживающих в Пригородном районе Северной Осетии.

"Когда человек ходит на работу, проводит там восьмичасовой рабочий день, когда он занят, у него остается меньше времени подвергаться дурным влияниям", - согласился с Федотовым председатель североосетинского парламента Алексей Мачнев.

Федотов остался недоволен составом осетинского Совета по правам человека.

На заседании Совета также вручили генетические паспорта родственникам некоторых пропавших без вести в осетино-ингушском конфликте. Таковыми до сих пор считаются 154 ингуша и 30 осетин. Такие паспорта позволяют проще идентифицировать останки, которые находят в Пригородном районе даже спустя 25 лет.

Между тем Федотов остался недоволен составом осетинского Совета по правам человека. В него вошли ряд чиновников, начиная от главы республики Вячеслава Битарова и заканчивая премьером Таймуразом Тускаевым.

"У вас в Совете 13 человек. И только пять из них не госслужащие, - сказал Федотов. – Для сравнения в федеральном - 53 человека и из них госслужащий только один. Поэтому состав необходимо расширить, чтобы в него вошло больше представителей гражданского общества. Они принесут в Совет то, чем дышат рядовые жители Алании, они принесут проблемы, с которыми в своей работе сталкиваются НКО. Тогда совет заживет полной жизнью и действительно будет решать проблемы людей".

40 процентов поступающих уполномоченному по правам человека в Осетии жалоб – на силовые структуры.

Первый вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев обратил внимание членов федерального совета на резонансное "дело Цкаева". Напомним, полтора года назад житель республики Владимир Цкаев был до смерти забит в отделении полиции во время допроса.

"40 процентов поступающих уполномоченному по правам человека в Осетии жалоб – на силовые структуры, - заметил Кесаев. – Причем – на федеральные. Это ужасно в двадцать первом веке. «Дело Цкаева» совершенно спокойно спускается на тормозах. Ни один из обвиняемых не получил реального срока. Вряд ли у родственников погибшего прибавилось больше уважения к силовым структурам. У осетин хватает мозгов, чтобы относиться к этим людям с отвращением, но многие из них продолжают работать".

В конце заседания Федотов попросил пригласить членов СПЧ на открытие выставки "Стена скорби", которое состоится в Осетии в апреле. Сейчас передвижная выставка, посвященная жертвам памяти политических репрессий, работает в Ингушетии.