Пепел надежды

На Северном Кавказе погорельцам помогают односельчане, а не государство

Многодетная семья Каркусовых из осетинского селения Рамоново, пережившая крупный пожар, смогла выбить из государства только 10 тысяч рублей. И это несмотря на то, что у них сгорело буквально все – подсобное хозяйство, инструменты и даже скотина.

Все сгорело

У Каркусовых одиннадцать детей. Их по праву можно назвать образцовой семьей. Дети хорошо учатся в школе, успешно выступают на олимпиадах и конкурсах, а также играют на музыкальных инструментах и поют.

"Многие смотрят на детей как на обузу, – объясняет многодетная мама Сима Каркусова. – Но если это воспринимать как дар, то трудности переносить легче. Однако, если скажу, что воспитывать одиннадцать детей легко, то это будет не совсем правдой".

Если с воспитанием детей справиться можно, то победить пожар Каркусовым не удалось. В мае их дом сгорел. Причины возгорания до сих пор не установлены. В один миг семья лишилась всего.

"Я вышла на улицу и смотрю: клубы дыма над сараем, – рассказала "Кавказ.Реалии" бабушка Марина Кулумбегова. – Я закричала: дым, дым! И моя старшая девочка выбежала. Через несколько минут – уже большое пламя. Не успели абсолютно ничего спасти из нашего подсобного хозяйства".

Если бы не расторопная внучка, то, возможно, не обошлось бы без человеческих жертв – детей выводила на улицу она, пока взрослые пытались потушить огонь и вызвать пожарных.

Но и сгоревшее подсобное хозяйство – катастрофа для Каркусовых, ведь семья жила в основном им. Огонь уничтожил несколько коров, свиней, а также десятки кур.

Но выручили соседи

Глава семьи Борис Каркусов очень благодарен соседям, которые старались помочь (самого мужчины в этот момент дома не было). "Они [соседи] пытались проникнуть в сарай, чтобы отвязать двух бычков, выпустить свиней и кур. Однако пламя было уже настолько сильным, что они заживо сгорели", – вспоминает он.

До пожара Борис занимался строительством – в сарае хранились его рабочие инструменты, с помощью которых он зарабатывал на хлеб. Теперь же у него лишь груда металлолома.

Администрация Алагирского района понимает, что пожар – это стихийное бедствие, в котором людей нельзя оставлять на произвол судьбы. Так хорошо понимает, что когда Каркусовы обратились к чиновникам, районные власти выделили им аж 10 тысяч рублей. Для понимания ситуации – один только бычок в Осетии стоит около 50 тысяч.

Каркусовы в своей беде не одиноки. Полмесяца назад сгорел дом у Батоевых – жителей селения Лескен Ирафского района. Через день они должны были играть в нем свадьбу. "Как в страшном сне. Врагу не пожелаешь, – рассказывает Олег Батоев. – Пока мы ждали пожарных, огонь охватил весь дом. В одночасье остались ни с чем. В чем выбежали, так и остались на улице".

Их государство тоже бросило. Но односельчане не оставили земляков в беде: с миру по нитке – голому рубаха.

Только ни Батоевы, ни Каркусовы не знают, как теперь жить дальше. Но они не сдаются и верят: все образуется. Как-нибудь само собой.