Во Франции, Австрии и Бельгии прошли митинги против экстрадиции 25-летнего чеченского беженца Муслима Цинцаева. На родине из-за антивоенной позиции его похищали кадыровцы, заявлял он. В России Цинцаева обвинили в терроризме из-за перевода двух евро знакомому и объявили в международный розыск. Случаи депортации из стран Европы уроженцев Чечни вызывают тревогу, говорят опрошенные редакцией Кавказ.Реалии активисты. Они отмечают, что это ставит под удар членов диаспоры.
18 ноября перед французскими посольствами в Вене и Брюсселе прошли митинги против депортации Цинцаева. Россия – государство-террорист, там беженца могут ждать пытки и смерть, заявили собравшиеся и призвали остановить его высылку. Экстрадиция может поставить его жизнь и свободу под угрозу, говорится в обращении, которое собравшие передали французским дипломатам.
20 ноября такой же митинг, организованный чеченским оппозиционным движением "Единая сила", прошел в Париже. Помимо Цинцаева, на нем напомнили о судьбе уроженки Чечни и многодетной матери Салимы Хадисовой – она остается в депортационной тюрьме в Хорватии.
Задержание за отказ воевать
Когда началась полномасштабная война в Украине, Цинцаев жил в Урус-Мартане. На суде он утверждал, что он отказался отправиться на фронт, заявив, что это не война чеченцев. Из-за этого кадыровцы его задержали и потребовали выкуп, в противном случае пригрозив записать в террористы, говорит знакомая с его делом активистка движения "Единая сила" Фатима Сулейманова.
В ноябре 2022 года Цинцаев эмигрировал во Францию, где запросил международную защиту, но получил отказ: в середине декабря это жалобу на это решение будет рассматривать апелляционный суд. За два года в Европе 25-летний беженец женился и стал отцом двух дочек, поделилась подробностями Сулейманова. В этом июне его задержали, уже несколько месяцев он остается в тюрьме города Френ в ожидании решения вопроса об экстрадиции.
В России еще в июне 2022 года он был включен в реестр террористов и экстремистов с "террористической" звездочкой. В карточке МВД инициатором розыска указан отдел полиции по Урус-Мартановскому району Чечни. В первый раз Цинцаева задержали в 2020 году за перевод знакомому двух евро (на тот момент – около 150 рублей. – Прим. ред.), говорит правозащитница из организации "Европейский дом мира" Фатима Газиева. Оказалось, что человека, которому он послал деньги, подозревают в терроризме.
Тогда у Цинцаева отобрали телефон: на его номер кадыровцы зарегистрировали аккаунт в инстаграме и отправили с него сообщение про некие патроны, пересказывает его историю Газиева. Именно это и стало доказательством причастности к терроризму, добавляет собеседница: "Адвокат в суде Парижа заявила, что, имея доступ к аккаунту, доказала бы, что сообщение отправлено не ее подзащитным. Но ни у Цинцаева, ни у его близких доступа к аккаунту нет, сейчас он сейчас скрыт".
На суде французский прокурор заявил, что, даже если бы речь шла о переводе в один евроцент, это все равно поддержка терроризма, говорит присутствовавшая на заседании правозащитница.
Формальный подход
В Чечне Цинцаева преследуют из-за того, что он отказался воевать, а дело о терроризме стало просто инструментом, комментирует представительница движения "Единая сила" Фатима Сулейманова: "Власть Кадырова, власть Путина преследует всех, кто решается на антивоенную позицию. При этом мы знаем, что обычный нарратив российской пропаганды – делать всех чеченцев террористами, от этого страдают многие беженцы. На самом деле это жертвы кадыровского и путинского режима. Но их снова отправляют в ад".
Это жертвы кадыровского и путинского режима. Но их снова отправляют в ад
Представители чеченской диаспоры пользуются любой возможностью, чтобы еще раз заявить об этой ситуации, говорит правозащитница Фатима Газиева: "Очевидно, что Кадыров и Путин создали систему с конвейером по фабрикации уголовных дел. Российским силовикам ничего не стоит направить запрос в Интерпол, даже если нет реальных доказательств вины человека. Европейские правоохранители должны относиться к таким запросам критически, но мы видим, как людей задерживают просто по самому факту объявления в розыск".
В качестве примера она напоминает историю Ислама Албакова, который порядка пяти лет содержался в депортационной тюрьме в Бельгии и прошел несколько судебных инстанций во Франции, прежде чем доказать необоснованность обвинения в участии в незаконном вооруженном формировании. В итоге Албакова освободили, он получил миграционный статус в Европе.
"За это время он потерял зрение, здоровье. Кто оценит моральные страдания беженца от того, что в Европе он не мог получить защиту от незаконного преследования?" – резюмировала Фатима Газиева.
"Особое" отношение
После начала войны в Украине число депортаций сократилось из-за отсутствия прямых рейсов между Францией и Россией. Тем не менее угроза не исчезла, обращает внимание президент "Союза чеченцев Франции" Рамзан (Басхан) Магамадов.
Он подчеркивает: "особое" отношение французских властей к чеченцам не выдумка диаспоры, дискриминационный подход ранее подтверждали французские правозащитные организации "Лига прав человека" (Ligue des droits de l’Homme), "Чеченский комитет" (Comité Tchétchénie) и "Среда обитания" (Habitat-cité). В 2022 году они направили в комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации ноту о недопустимости депортации чеченцев из страны.
Негативный имидж чеченцев во Франции во многом пришел из российских СМИ
"Можно было бы предположить, что такое отношение появилось после убийства Самюэля Пати (учитель истории, убит в 2020 году в пригороде Парижа 18-летним чеченцем Абдуллахом Анзоровым, причиной стала демонстрация на его уроке карикатуры на пророка Мухаммеда, позднее выяснилось, что учителя оговорили. – Прим. ред.), но на самом деле оно возникло гораздо раньше. Мне кажется, негативный имидж чеченцев во Франции во многом пришел из российских СМИ, которые культивировали его во время двух войн. Также в атмосфере общего роста ксенофобии и исламофобии в Европе чеченцы являются легкой жертвой", – полагает Магамадов.
Это связано в том числе с тем, что у диаспоры нет ни сил, ни опыта для серьезной борьбы с дискриминацией, добавляет он: "Такое "особое" отношение мы видим только от властей, яркий пример – бывший глава МВД Жеральд Дарманен. Среди простых французов чеченофобии не наблюдается. Насколько я знаю, нет ее и у полицейских, которые непосредственно находятся в контакте с чеченцами".
"Союз чеченцев Франции" также выступил с заявлением в поддержку Муслима Цинцаева. В нем отмечается, что уроженцы Чечни бегут от преследований российского режима и экстрадиция повлечет жестокое обращение и угрозу убийства.
- Французские высокопоставленные чиновники весной 2023 года подозревались в сотрудничестве с российскими властями и кадыровцами. Министра внутренних дел страны Жеральда Дарманена, бывшего префекта Верхней Вьенны Сеймура Морси и бывшего префекта полиции Парижа Дидье Лаллемана называют возможными "соучастниками насильственного исчезновения" уроженца Чечни Магомеда Гадаева в 2021 году. Протестуя против возвращения на родину, 37-летний Гадаев порезал себе во французской депортационной тюрьме живот. Через два дня после прибытия в Россию он был похищен чеченской полицией, а затем помещен под стражу по сфабрикованному обвинению в хранении оружия. В июне 2021 года его приговорили к 18 месяцам колонии строгого режима.
- В январе Amnesty International призвала страны Евросоюза не выдавать России беженцев с Северного Кавказа. На родине им грозят пытки, издевательства или отправка на войну против Украины, заявили правозащитники.
- В последние годы Франция депортировала десятки чеченских беженцев, в том числе тех, кто ранее боролся за независимость республики или уже пострадал от режима Рамзана Кадырова, игнорируя риски, которым они подвергаются в России, утверждают представители Comité Tchétchénie и Habitat-Cité. Точное их число неизвестно: они знают только о тех случаях, когда к ним обращались родственники депортируемых.