Жители Северной Осетии предпочитают не оформлять свои трудовые отношения. Количество работников теневой сферы исчисляется десятками тысяч человек, утверждают эксперты.
"А где я найду другую работу?"
Марина А. работает в цветочном магазине. Зарплата – 500 рублей в день. Ее обязанности не ограничиваются поливкой и продажей цветов. Женщине приходится в одиночку таскать тяжелые горшки с елками и пальмами. Отдыхает в неделю всего один раз.
"А где я найду другую работу? Кому нужна пенсионерка? – задается резонным вопросом собеседница 'Кавказ.Реалии'. – Да, эта работа не из лучших, но выбирать не приходится. Ну и цветы я люблю".
Несмотря на то, что Марина работает в "цветочке" уже несколько лет, она не оформлена официально. Проверяющим, изредка заглядывающим в магазин, говорит, что оказалась здесь случайно – мол, подруга попросила помочь. "Кто меня будет оформлять? Хозяйке легче расстаться со мной и найти нового человека, чем разбираться с бюрократией", – рассуждает она.
Травмоопасные рейды
В республике с неформальной занятостью пытаются бороться. По данным Росстата (последние датируются 2016 г.), в Северной Осетии сейчас 324 тыс. человек трудоспособного населения. Официальных безработных – 32 тысячи. Однако к реальности эти цифры отношения не имеют.
В республиканском комитете по вопросам занятости населения отказались предоставить "Кавказ.Реалии" свежую информацию о "серой" зоне.
В управлении экономики, предпринимательства и инвестиционных проектов администрации столицы РСО-А сообщили, что на данный момент только во Владикавказе выявлено 5 604 неофициальных работника. Оформили свои трудовые отношения из них уже 1023. По мнению чиновников, цифра эта к концу года вырастет еще в 1,5-2 раза.
"Мы совершаем рейды по коммерческим организациям, в каждую группу входит три человека, – рассказали корреспонденту "Кавказ.Реалии" в управлении. – Мы вправе только проводить опрос. Никаких санкций применять не можем. Полученные данные передаем в налоговую службу, и уже они принимают конкретные меры".
На рейды чиновники берут с собой полицейских, поскольку даже опросы порой оборачиваются неприятностями. "Не раз случалось, что владельцы организаций просто закрывали наших девочек внутри, – говорят представители мэрии. – Кричали, что не выпустят их. Приходилось вызывать полицию. С тех пор ходят в сопровождении участковых".
Против выхода из "серого" сектора выступают не только работодатели, но и их подчиненные. Однако неофициальным работникам тоже грозит административный штраф.
"Я пришла работать в магазин весной, – поведала "Кавказ.Реалии" Лина. – Мне предложили сразу же выйти на работу. Платят вовремя. А кто сейчас в магазинах по трудовой книжке работает?"
Добавим, что многие официально безработные россияне руководствуются простой логикой: если наши налоги идут в карманы чиновников, а не на нужды населения, зачем их платить?