"Результат - рост социального напряжения"

Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров

Зачем власти Северной Осетии снизили прожиточный минимум?

В четвертом квартале 2018 года в Северной Осетии незначительно снизились цены на продукты питания. Такое неожиданное заявление сделал на последнем заседании правительства министр труда и социального развития Борис Хубаев. По его словам, этим фактором обусловлено и снижение величины прожиточного минимума - она составила 9014 рубля, упав на 35 рублей, по сравнению с третьим кварталом.

По основным социальным группам трудоспособного населения - 9532 рубля (соответствует показателю в предыдущем квартале), для пенсионеров - 7318 рублей (минус 3 рубля), для детей - 9216 рублей (минус 186 рублей). Министр также дал понять собравшимся, что сумма по-прежнему хорошая, так как средняя зарплата на коммерческих предприятиях республики держится на уровне 25 тысяч рублей, а средний размер пенсии – якобы почти 12 тысяч рублей.

Между тем у многих жителей республики заявление Хубаева вызвало лишь злобу и негодование.

Известный в республике экономист, ведущий научный сотрудник лаборатории прикладной социологии и конфликтологии ВНЦ (Владикавказского научного центра) РАН и экс-депутат парламента Маргарита Кулова в беседе с "Кавказ.Реалии" прокомментировала решение правительства. Она отметила, что снижение величины прожиточного минимума используют для экономии бюджетных средств, поскольку этот показатель связан с доплатами пенсионерам, пособиями и заработной платой. Однако его сокращение неизбежно ведет к росту социального напряжения, а также к снижению уровня жизни социально незащищенных категорий граждан. Соответственно, результат - падение рейтинга власти и рост пропасти между правящими кругами и народом. Кулова говорит, что злободневность и актуальность проблемы бедности в российских регионах сегодня признают практически все: как чиновники, призванные её решать, так и граждане, ощущающие ее тяготы на себе и на других людях.

"На примере процедуры установления прожиточного минимума на душу населения четко прослеживаются используемые во властных структурах подходы к проблеме бедности. Краткий обзор величин прожиточного региона в субъектах СКФО показывает их довольно значительный разброс. Например, в Кабардино-Балкарии в третьем квартале 2018 г. была установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 10557 рублей, для трудоспособного населения - 10969 рублей, для пенсионеров - 8243 рубля, для детей - 11336 рублей. В четвертом квартале 2018 года в Чеченской республике прожиточный минимум в расчете на душу населения составил 10508 рублей (плюс 244 рубля, по сравнению с третьим кварталом), для трудоспособного населения - 10927 рублей (плюс 232 рубля), для пенсионеров – 8474 ( на 163 рубля больше), для детей - 10367 рублей (239 рублей)", - делиться своим анализом Кулова.

Она отмечает, что такие вопросы вызывают вопросы и к федеральной власти, и к региональной. Во-первых, насколько цифры соответствуют Федеральному закону "О прожиточном минимуме в РФ" и определению потребительской корзины: можно ли на эти деньги купить продукты, необходимые для сохранения здоровья человека, а также оплатить жизненно важные услуги, покрыть коммунальные платежи и т.п.

"Во-вторых, есть серьёзные вопросы к действующим правилам расчета прожиточного минимума - в частности, к его структуре: она не отражает современные реалии, - продолжает Кулова. - Указывается, что 50% расходов идет на продукты питания, 25% - на непродовольственные товары и 25% - на услуги. Однако на самом деле во многих семейных бюджетах затраты на питание сегодня значительно превышают 50%".

Экономист указывает и на роль субъективных факторов: из-за них величина прожиточного минимума в соседних регионах существенно различается, а вот потребительские цены практически одинаковы. В этой связи Кулова отмечает наличие "очевидной практики занижения прожиточного минимума в целях 'экономии' на бюджетных расходах территории".

По мнению эксперта, определить величину прожиточного минимума более точно можно на основе так называемого "медианного среднедушевого дохода", то есть когда определяется не один средний доход, а два – отдельно для людей с высокими зарплатами, другой – для зарабатывающих поменьше.