"Они всегда были приверженцами традиционного ислама"

В университете аль-Азхар, архивное фото

Родители арестованных в Египте ингушских студентов – о борьбе за их освобождение

Почти полтора года назад в Египте были арестованы ингушские студенты университета аль-Азхар. Их близкие рассказали "Кавказ.Реалии" о борьбе за освобождение.

Дипломатическая аморфность

14 августа 2018 г. в ходе полицейского рейда в Каире были задержаны Рамазан Плиев, Али Дзейтов, Илез Аушев с семьей, Исмаил Чемурзиев и Хизир Дугиев.

Спустя пять месяцев им предъявили обвинение в экстремизме. Где содержится Дугиев, до сих пор не уточняется. Египетские силовые структуры и посольство РФ молчат.

Остальные находятся в каирской тюрьме особого режима Тора, каждые 45 дней им продлевают арест. В настоящее время срок продлён до 10 января 2020 года.

Алисхан Плиев, отец Рамазана

Как пояснили тюремщики, такая ситуация может продолжаться до двух лет, после чего мужчин депортируют на родину без каких-либо документов о причинах ареста. По неофициальной информации, делается это для того, чтобы фигуранты не могли оспаривать нарушение своих прав в международных инстанциях.

Сейчас семьи держат связь с парнями через записки, которые те передают с освобождаемыми сокамерниками. Кроме того, узникам посылают в тюрьму небольшие суммы – на продукты и предметы гигиены.

Следственный комитет России отказал родственникам студентов в возбуждении уголовного дела по ст. 126 УК РФ (похищение человека). В ведомстве повторили: молодым людям в Египте инкриминируется экстремистская деятельность.

Мустафа Аушев, отец Илеза

В администрации президента РФ ингушей поддерживают, но лишь на словах – все их обращения пересылаются в министерство иностранных дел. Дипведомство заверяет, что держит вопрос на контроле и "незамедлительно сообщит о получении новой информации".

Как рассказали родителям Дзейтова сотрудники тюрьмы, администрация Торы дважды запрашивала адвоката из посольства России, однако посольство отказало.

По словам Рамазана Плиева, в Египте задержание иностранных студентов религиозных вузов – это обычная практика. Поначалу правоохранители говорили им, что они задержаны из-за просроченных виз. Близкие смогли пробиться к ним только спустя семь месяцев.

"В тюрьме нам заявили, что если б наше посольство активнее занималось их судьбой, то ребят бы уже отпустили, – говорит Алисхан Плиев. – Наши сыновья там носят белые робы. Если бы их считали опасными преступниками, им бы выдали красные".

По его словам, условия в тюрьме плохие. "Наших мы застали худыми и бледными, у Дзейтова гастрит, – описывает он. – У остальных тоже проблемы со здоровьем… На встречах они держались, поскольку не хотели нас огорчать".

В посольстве же утверждают, что у россиян нет жалоб. Родные возражают: спальных мест в камере на одно меньше, чем людей. "Когда же они стали добиваться ещё одного [спального места], их отправили в карцер", – возмущаются они.

На первом свидании студенты успокоили отцов: их не пытали, они свободно говорят по-арабски, но виновными себя не признают.

Связались не с тем?

Следователи очень интересуются деятельностью и местонахождением Хизира Дугиева. Но о нём арестованные ничего не знают. По словам его матери, он приехал в Каир из Саудовской Аравии летом 2018 г., чтобы подтянуть арабский.

Не исключено, что "Мухабарат" (служба общей разведки), заподозрив студентов в экстремизме, мог связать их с оппозиционными ихванами – "Братьями-мусульманами". Деятельность этого движения, которое проповедует исламский фундаментализм, была запрещена в Египте в 2013 году.

Марем Чемурзиева, мать Исмаила

Вероятно, контакты студентов с прибывшим из салафитской страны Дугиевым развили подозрения в отношении ингушской четвёрки.

Впрочем, эта версия, судя по всему, развалилась. Экс-глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, заявивший ранее, что студенты замешаны в вербовке боевиков, позже был вынужден извиниться. "Он уточнил, что сам получил такую информацию, но позже якобы разобрался", – сообщили "Кавказ.Реалии" Алисхан Плиев и мать Исмаила Чемурзиева, Марем.

Они настаивают: их сыновья – приверженцы традиционного ислама, которые никогда не интересовались радикальными течениями.

Что касается Дугиева, то земляки приняли его у себя, как истинные кавказцы. "Мы контролировали наших детей, приезжали, следили за их учёбой, – говорят родители. – Почему-то власть заостряет внимание на том, что вуз аль-Азхар религиозный, якобы парни черпали там вредные идеи. Но ведь в нём учат и светским наукам: математике, астрономии и др. Это – престижный и известный вуз с бесплатным образованием. Поэтому ребята, подзаработав денег на проживание в Каире, подавали туда документы".