Четвертый кассационный суд в Пятигорске признал нарушения в деле жителя Карачаево-Черкесии Николая Коцебы, которого приговорили к восьми годам колонии за сбыт тротила. Ранее осужденный заявил о фальсификации дела сотрудниками ФСБ – суд сократил срок его заключения на год, до семи лет.
По версии следствия, Коцеба хранил взрывчатку между плитами перекрытия рядом с домом, но таких плит там никогда не было, заявил Адвокат Коцебы в жалобе. Засекреченным свидетелем обвинения по делу был сотрудник ФСБ; первоначальные показания задержанного идентичны и копировались из одного протокола в другой – по версии защиты, это говорит о том, что никаких реальных показаний он не давал. При первоначальном допросе Коцебы участвовал "дежурный" адвокат по назначению – родственник сотрудника ФСБ, что защита также считает нарушением прав осужденного.
Вместе с тем кассация посчитала, что показания, законность получения которых оспаривал адвокат, должны быть учтены как смягчающее обстоятельство – активное способствование расследованию преступления. Также суд убрал из приговора ряд мелких процессуальных нарушений и сократил срок.
- Еще в жалобе в Верховный суд Карачаево-Черкесии Николай Коцеба заявил, что на тротиловой шашке нет его биологических следов, а адреса, где осужденный, согласно обвинению, получил взрывчатку, не существует. Коцеба изначально признал вину под давлением, но затем отказался от этих показаний. Суд тогда оставил приговор в силе, сославшись на то, что сомнения адвоката "никакого значения для доказанности вины Коцебы не имеют".
- 507-й военный следственный отдел отказал жительнице Ингушетии Танзиле Картоевой в возбуждении уголовного дела на сотрудников ФСБ, которые, по ее словам, сфальсифицировали на нее наркотическое дело и вынудили подписать признание в преступлении. Об этом стало известно из постановления Нальчикского гарнизонного военного суда, где защита Картоевой оспаривала отказ.
- В сентябре "Команда против пыток" опубликовала доклад "Арифметика пыток" о полицейском насилии на Северном Кавказе. По данным правозащитников, в 87% случаев Следственный комитет вынес отказы в возбуждении уголовных дел.