Отказ в возбуждении дела об избиении в СИЗО Грозного, арест главы дагестанского Кизилюрта, побег от домашнего насилия в Чечне и Айшат Кадырова – вице-премьер и народный артист республики – об этом и не только в 152-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Your browser doesn’t support HTML5
Дело о сожжении Корана и избиение в СИЗО Грозного
Управление Следственного комитета по Чечне начало проверку информации об избиении арестованного Никиты Журавеля. Его задержали по обвинению в сожжении Корана, в СИЗО Грозного Журавеля избил 15-летний сын главы республики Адам Кадыров. Местная полиция отказалась возбуждать уголовное дело из-за возраста сына Кадырова.
Заявление об избиении еще 18 августа зарегистрировали в отделе полиции №1 в Грозном, говорится в ответе Следкома по Чечне. Публично о нем стало известно за два дня до этого, 16 августа – тогда сам Журавель рассказал об избиении уполномоченному по правам человека в Чечне Мантуру Солтаеву.
Прокуратура Чечни в ответе отчиталась, что взяла на контроль процессуальную проверку, которую проводит Следком. При этом ни в одном из документов не упомянут сын главы республики, хотя его причастность к избиению ранее признал сам Рамзан Кадыров – он опубликовал видео побоев и заявил, что "гордится" сыном.
Напомним, 19-летний Никита Журавель – уроженец аннексированного Крыма. В мае его задержали по делу о сожжении Корана у мечети в Волгограде, где он работал доставщиком еды. По версии следствия, Журавель сжег Коран по заданию СБУ за обещание 10 тысяч рублей. Силовики заявили, что Журавель якобы дал признательные показания и заявил, что снимал для СБУ военные объекты. О чем именно идет речь и на чем построено дело, кроме признательных показаний задержанного, не сообщается.
На этой недели стало известно, что дело Журавеля передано в Висаитовский райсуд Грозного. Издание "Медиазона" со ссылкой на сайт суда сообщало, что обвинение ему предъявлено по статьям об оскорблении чувств верующих и хулиганстве по мотивам религиозной ненависти.
При этом из видеоролика сожжения Корана, который лег в основу обвинения, следует, что акция прошла на улице в некотором отдалении от мечети в Волгограде – она видна на заднем плане.
Первое судебное заседание назначено на 9 октября. Дело Никиты Журавеля будут рассматривать на фоне общественной реакции на его избиение сыном Кадырова и бездействия государственных структур.
Арест мэра дагестанского Кизилюрта
Басманный суд Москвы арестовал на два месяца главу дагестанского Кизилюрта Магомеда Магомедова. Чиновника обвиняют в растрате в крупном размере, он останется в СИЗО до 2 декабря.
Заседание по мере пресечения прошло в закрытом режиме, суд потребовал от 20 родственников и друзей Магомедова, которые пришли его поддержать, покинуть зал.
В этот же день Басманный суд арестовал и руководителя управления физкультуры, спорта и подготовки резерва Минспорта Дагестана Халитбега Махачева. Его также отправили в СИЗО до 2 декабря.
Следком до сих пор не комментировал уголовное дело в отношении чиновников, однако из карточки дела на сайте суда следует, что Магомедова подозревают по ч. 4 ст. 160 "Присвоение или растрата крупной суммы, совершенной организованной группой". Максимальное наказание по этой статье – 10 лет лишения свободы.
Накануне в сети появилось видео обыска в доме Магомедова. Правоохранители показали найденные в доме четыре винтовки и одно ружье, а также запас из 40 банок черной икры в морозилке.
Побег от домашнего насилия в Чечне
Сбежавшая от домашнего насилия в Чечне Эльза Мусаева просит прекратить ее поиски. Она ушла из дома и обратилась к правозащитникам из-за угрозы жизни и здоровью.
"Я не убегала из дома из-за того, что в меня вселились джинны или что-то из этого разряда. Причина была более весомой и, я думаю, многие люди догадываются, что девочка из отчего дома без весомой на то причины убегать не будет, а она у меня была. Это касалось вопросов относительно моей жизни и смерти. Еще раз прошу, прекратите любые разыскные мероприятия. Я сейчас нахожусь в безопасном месте, тут спокойно, все со мной хорошо".
Этим летом Эльзу насильно вывезли в Чечню из Башкирии, сообщает движение "Марем". Причиной похищения стали ее заявления в полицию об угрозах со стороны отца и дяди. Правозащитники пока не раскрывают подробности, указывая на риски для Эльзы, но готовы передать полиции доказательства того, что ее жизни может грозить опасность.
После побега из Чечни ее данные появились на форуме по поиску людей "Лиза Алерт". Спустя сутки поиск Эльзы был приостановлен. Однако информация о ее уходе из дома появилась в провластных пабликах. Там писали о возможной "невменяемости" беглянки и "вселившихся в нее джиннах". В движении "Марем" отмечают, что у Мусаевой нет никаких психических расстройств. Ситуации, когда побег из дома становится единственным выходом спастись, комментирует Юлия Арнаутова, пиар-менеджер поддерживающего жертв домашнего насилия центра "Насилию.нет":
"Было бы логично в таких ситуациях получать правовую помощь, но в нашем государстве, не только в кавказских регионах, но и по всей стране не принят закон о профилактики домашнего насилия. Поэтому если мы находимся на этапе угроз, то, в целом, нет правовых инструментов, которые могут защитить женщину от этого. А если уже совершилось насилие, то это квалифицируется как административное правонарушение".
Случай Эльзы Мусаевой – один из ряда подобных побегов. Этим летом в Чечню насильно вывезли Седу Сулейманову – она бежала от семьи, опасаясь "убийства чести", а бежавшую от насилия чеченку Селиму Исмаилову задержали во Внукове и передали кадыровцам. На Северном Кавказе домашнее насилие остается системной проблемой, указывали правозащитники. Полиция, как правило, эти случаи игнорирует или помогает агрессорам.
Между тем в Чечне утвердили состав "совета по правам женщин". Среди восьми его членов – только одна женщина: дочь главы региона Айшат Кадырова.
Дочь Кадырова – вице-премьер и народная артистка
Старшая дочь главы Чечни Рамзана Кадырова, 24-летняя Айшат, стала вице-премьером местного правительства. Она будет курировать социальный блок, заявил ее отец. Это назначение нельзя назвать чем-то необычным – ключевые должности в регионе занимают как родные руководителя республики, так и люди из его ближайшего окружения.
Также Кадыров присвоил дочери звание народной артистки Чечни: на церемонии награждения он заявил, что сделал это, так как она не стала артисткой. "Хотя бы звание ей дам", – сказал Кадыров.
Из-за нарушений прав человека в регионе и поддержки войны против Украины Айшат Кадырова, как и ее отец и другие их родственники внесены в санкционные списки США, Евросоюза, Канады, Японии и еще ряда стран.
Ранее Айшат Кадырова была министром культуры республики. Эту должность она получила в 22-летнем возрасте. Высокие посты в Чечне занимают и другие родственники Кадырова: на госслужбе работают его дети, сестры, зятья, племянники, братья различной степени родства. Например, муж самой Айшат Кадыровой, Висхан Мацуев этим летом стал вице-премьером правительства республики и министром сельского хозяйства.
Кадровые решения чеченского руководства комментирует политолог Руслан Кутаев:
"Назначать своих родственников, своих близких, своих друзей – это практика современной путинской России. И, кстати, применять этот метод стали первыми не на Северном Кавказе, не в Чечне, а в Москве, в Кремле, когда Путин на все важные профилирующие должности назначил членов своего кооператива "Озеро". Это практика, не созданная на Кавказе, а привнесенная из Москвы".
Назначение Айшат вице-премьером произошло на фоне сообщений о тяжелом состоянии и госпитализации главы Чечни, а также скандала с избиением в СИЗО Грозного, когда сын Кадырова набросился на обвиняемого в сожжении Корана.
О том, что Рамзан Кадыров якобы находится в коме, в сентябре сообщало Главное управление разведки Украины, ряд СМИ страны, а также чеченский оппозиционный телеграм-канал NIYSO. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков дважды отказывался отвечать на вопросы журналистов о состоянии здоровья главы Чечни. Тогда же в канале Кадырова появилось видео, на котором его 15-летний сын Кадырова Адам избивает обвиняемого в сожжении Корана волгоградца Никиту Журавеля. Публикацию видео избиения, которое произошло еще летом, а затем и появление сообщений о видеозвонке с Рамзаном Кадыровым в телеграм-канале журналистки Ксении Собчак эксперты, например российский политолог Иван Преображенский, назвали частью кампании по отвлечению внимания от сообщений о болезни главы Чечни.
Отказ в убежище семье убитого силовиками
Уроженка Ингушетии Ракиат Кодзоева и четверо ее детей получили очередной отказ польских властей в предоставлении убежища. В 2016 году семья бежала из России из-за преследования силовиков и убийства супруга Кодзоевой. Польские власти считают, что сейчас вдове и ее детям ничего в России не угрожает.
Изнаур Кодзоев, сын ингушского поэта Иссы Кодзоева, был убит в Назрани в 2005 году в ходе операции российских спецслужб, которые посчитали его причастным к нападению на пост ГУВД в Ингушетии. По этому делу брата Изнаура Зелимхана приговорили к 24 годам колонии.
После убийства Кодзоева сотрудники Центра по противодействию экстремизму регулярно вызывали на допросы его супругу и приходили в школу к детям, рассказала Ракиат Кодзоева "Кавказскому узлу". В сентябре 2016 года, когда ее старшие дети достигли совершеннолетия, она уехала в Беларусь, а через год – в Польшу.
По словам вдовы, она пытается получить убежище уже шесть лет, однако, как следует из официальных документов, власти Польши считают, что в России сейчас ей ничего не грозит. Ракиат Кодзоева оспорила уже пятый по счету отказ в убежище. Она опасается преследования российскими силовиками в случае депортации.
Читайте также Уроженца Чечни Мансура Мовлаева выдворят из Кыргызстана после отбытия срока. Он бежал от пытокНа этой неделе также стало известно о приговоре уроженцу Чечни Мансуру Мовлаеву – суд в Бишкеке назначил ему шесть месяцев колонии с последующим выдворением из страны за незаконное пересечение границы Кыргызстана. В последнем слове Мовлаев сказал, что готов "хоть на десять лет сесть здесь в тюрьму, чтобы сохранить свою жизнь", так как в случае высылки в Россию ему грозит опасность.
27-летний Мансур Мовлаев – мастер спорта по тхэквондо. В 2018 году он работал инженером в "Чеченэнерго". Некоторые СМИ, а также чеченские оппозиционеры сообщали, что в 2020 году Мовлаева осудили на три года лишения свободы за критику властей республики, однако по какой именно статье, неизвестно – соответствующего решения нет на сайте судов.
Мовлаева освободили условно-досрочно в 2022 году, но в августе его снова похитили сотрудники ОВД Шалинского района Чечни. Его удерживали в одной из секретных тюрем, но ему удалось сбежать и нелегально попасть в Кыргызстан. В России Мовлаева объявили в федеральный розыск по делу об экстремизме.